Инопланетная сатира: «Чужие среди нас»

Внезапный Карпентер

Когда речь заходит про Джона Карпентера, то люди вспоминают его в первую очередь как режиссёра культовых слэшеров, хотя в восьмидесятые он занимался далеко не только ими. Покопавшись в его фильмографии, мы можем отыскать одну интересную работу, которая внезапно отмечает попытку режиссёра в создание собственной сатирической антиутопии. И если в случае Тоуба Хупера приходилось ловить воздух, то с «Чужими среди нас» всё куда очевиднее.

Сам Джон Карпентер не раз подтверждал, что «Чужие среди нас» в отличие от других его фильмов целиком и полностью порождён конкретной эпохой, общественными и мировыми потрясениями, а также напряжением рейгановской эпохи в частности. Но всё же во главе стоит пусть и достаточно прямолинейная, но уверенная критика укрепляющегося капитализма и коммерциализации всего и вся, в том числе и искусства. В эпоху Рейгана хватало проблем, но Карпентера волновала именно тема высасывания денег и обречения конкретной прослойки американского общества на обнищание.

Чужие среди нас кадр

Сюжетная конструкция фильма хоть и по-своему оригинальна, но всё-таки проста в исполнении и подчинена поставленной режиссёром задаче — продемонстрировать альтернативную, скрытую от простых граждан реальность американского быта. Персонаж Родди Пайпера вынужденно становится таким вот аналогом избранного, которому случайно удаётся увидеть истинный облик порабощённой инопланетянами планеты. Сам по себе он не герой, а всего лишь выходец из самого что ни на есть настоящего рабочего класса — человек работящий и не обладающий какими-либо амбициями. И именно он в конечном итоге становится тем, кому удаётся открыть глаза всему миру пускай и ценой собственной жизни. Интересно то, что образ солнцезащитных очков, позволяющих увидеть чёрно-белую реальность мира победившего капитализма, оказался для американского общества настолько ярким, простым и запоминающимся, что даже спустя много лет его используют для выражения того протеста, который в своё время выразил Джон Карпентер. Не зря даже сам режиссёр отмечает, что по прошествии времени «Чужие среди нас» стал ещё более злободневным фильмом.

Как устроена сатира

При этом я хоть и готов согласиться с тем, что «Чужих среди нас» отчасти можно вписать в число киношных антиутопий, но с важными оговорками. Во-первых, это, пожалуй, одна из самых простых антиутопий, которая не идёт ни в какое сравнение с тем, как описывали мироустройство будущего классики литературы: Оруэлл, Замятин, Хаксли и другие. Скрытая реальность и её конструкция упрощены до понятных каждому зрителю образов, не ставя при этом сложных морально нравственных вопросов, скажем, о судьбе человека, который здесь превращается в сырьё. Во-вторых, Карпентера не интересует будущее, его беспокоит то, во что превратилось настоящее. Этот фильм плоть от плоти эпохи восьмидесятых, он пропитан духом американской культуры того времени. Здесь есть место высоким технологиям, но они всё ещё остаются в рамках инопланетной фантастики. В-третьих, сатирическое начало в фильме Карпентера всё-таки доминирует над антиутопическим. Режиссёр не столько пугает зрителя возможным мрачным будущим, сколько жестоко и откровенно высмеивает своих современников и то, во что превращает мир политика Рейгана тех лет.

Причём сама эта сатира хоть и изобретательна, но всё же чрезвычайно проста для понимания и по большей мере сводится к тому, чтобы называть вещи своими именами. Например, деньги в существующей экономической системе — это ваш бог. Мысль, которую вы наверняка слышали много раз ещё до Карпентера, так что здесь нет никакого новаторства. Реклама маскирует призывы тратить деньги, размножаться и подчиняться, что по большей мере является правдой. А политики на тайном собрании обсуждают с инопланетными захватчиками, как и за какие суммы разделить свои страны и выкачать из них больше ресурсов, чтобы все интересы были учтены. Так и хочется улыбнуться и спросить, а что с тех пор изменилось и в чём здесь выдумка. Ну и конечно же по мысли Карпентера у всего происходящего должно быть лицо — и оно нашлось. Черепообразная рожа инопланетян, которые отдалённо похожи на людей и даже маскируются под них, но при этом воплощают в жизни мысль «Матрицы» о превращении настоящих людей в батарейки даже без создания какой-либо симуляции. Режиссёр словно не может поверить, что люди с подобными намерениями могут существовать среди нас, а потому представляет их в виде инопланетной расы, которая превращает каждую планету на своём пути в сырьевой придаток. Враг предстаёт не в виде конкретного политика, а в форме инородных организмов, лица которых становятся чуть ли не лицами всей античеловечной системы.

Актёр из фильма стреляет

Забавно, что через год после выхода работы Карпентера, на экранах появляется фильм Брайана Юзны «Общество». Боди-хоррор, в котором главный герой из Беверли-Хиллз начинает подозревать, что окружающее его гламурное, элитарное общество скрывает тёмные секреты. Поиски правды в конечном итоге приводят юношу прямиком на тайное собрание богатеев Лос-Анжалеса, где ему открывается истинная сущность этих мерзких существ, сплетающихся в кровавой оргии. Уже только по моему краткому изложению можно догадаться, что фильм Юзны, как и в случае с Карпентером, является достаточно жестокой формой чернейшей сатиры на конкретную прослойку американского общества, которая благодаря реформам Рейгана стала ещё жирнее. И пусть оба режиссёра критикуют реалии своих лет совершенно по-разному, нельзя отрицать, что тематически их фильмы крайне близки, вышли примерно в одно время и в качестве главного лейтмотива использовали идею существования скрытой, уродливой обратной стороны американского капиталистического мира, внутрь которого зрителю предстоит окунуться вместе с героями. Правда, в случае с Юзной, способов противостоять тошнотворному обществу как-то не наблюдается.

Общество Брайна Юзны

На вопрос о том, как человек может противостоять этой системе, Карпентер предлагает радикальную партизанскую борьбу вместе с контрпропагандой. Собственно, оба эти направления персонаж Родди Пайпера демонстрирует на экране, сначала в одиночку пытаясь истреблять инопланетян, а после силой заставляя своего единственного друга тоже надеть очки и увидеть реальность. Справедливости ради стоит отметить, что этой контрпропагандой занимается не только герой, но и другие прозревшие. Так что ответ Карпентера прост как и сатира: сначала разбудить человека и показать, что его используют, а после выдать оружие и позволить сражаться против всей системы. Позиция хоть и романтическая, но, согласно сюжету фильма, вполне рабочая. Хотя стоит всегда помнить, что при подобном исходе человек обречён умирать за правду, ведь его борьба никогда не будет лёгкой.