Почему вы должны посмотреть один из худших фильмов в истории человечества

Претенциозный провал

Если вы не знали, то несколько лет назад критики всего мира единогласно вручили негласную премию «Худший фильм за всю историю кино». Разумеется, никаких церемоний не было — речь идёт всего лишь об абстрактном статусе, который прилипает и поддерживается общественным мнением. Такое клеймо получила засмеянная до дыр картина «Комната» 2003 года выпуска. Срежиссировал сие творение Томми Вайсо. Он же продюсер картины, сценарист, исполнитель главной роли и вообще профессионал на все руки. Так сказать, Талантище.

С тех пор прошло много времени, но статус одного из худших фильмов за всю историю человечества «Комната» не потеряла. Её ласково называли «”Гражданином Кейном” от мира плохого кино». Присваивали статус культовой только из-за плачевного качества, стремясь как бы навсегда сохранить в истории память о столь провальной картине, равных которой нет до сих пор. Безмерное количество раз обозревали и растаскивали на уморительные цитаты. Именовали настолько плохой работой, что даже хорошей. Разумеется, сейчас существуют другие фильмы, способные побороться с «Комнатой» за звание худшей работы всех времён, но пока что ни один из них не смог стать поистине народным, широко известным и неоспоримо любимым за свою нелепость и наивность. За все эти мучения «Комната» и является вот уже много лет признанным феноменом кинематографа, снискавшим славу после своего провала.

Томми Вайсо

Сгубило «Комнату» несколько вещей. Главным образом излишняя претенциозность её незадачливого создателя Томми Вайсо — человека не столько глупого, сколько до умиления наивного. Написав пьесу в 2001 году и не сумев её опубликовать, Томми решил: а почему бы мне не экранизировать собственное произведение? Не имея ни опыта, ни таланта Томми всё-таки скопил внушительные шесть миллионов долларов необходимого бюджета благодаря развитию личного бизнеса и уже в 2003 году приступил к съемкам своего грандиозного фильма. Проблема Томми была в том, что он абсолютно ничего не понимал в драматургии, кинематографе и во всём том, что так необходимо для хорошей режиссуры. Его импульсивный поступок выдаёт в нём скорее взрослого ребенка, решившего за деньги воплотить собственную шалость, совершенно не имея понятия о том, как это сделать правильно. Тем не менее, шалость в итоге удалась и на свет появилась до ужаса восхитительная «Комната» — провальная во всех аспектах картина, ставшая ожившей мечтой Томми Вайсо.

Всё очень плохо. Нет, правда

Если вы не знакомы с «Комнатой», то вам, наверное, тяжело представить, насколько в ней плохо всё от начала до конца. Сначала эта картина тебя бесит несправедливой тратой времени на бессмысленные, сопливые диалоги в духе «если бы “Ромео и Джульетту” написал пятиклассник», а затем ты уже перестаёшь воспринимать происходящий абсурд и бессвязный бред сумасшедшего как что-то серьезное, не сдерживая смех даже в момент смерти несчастного героя Томми Вайсо. Да, «Комната» настолько уморительно ужасна, что смерть центрального, вечно страдающего от неразделённой любви героя здесь выглядит как очередной номер в цирке, обесцениваясь под грузом из гротеска и фарса. Всё это подаётся под густым соусом из напускной драмы и излишней, вымораживающей мелодрамы для тех кому за 70.

На самом деле, достаточно знать о том, как проходили съёмки, чтобы оценить всю катастрофичность проекта Томми Вайсо. Благодаря книге «Горе-творец», написанной одним из актёров «Комнаты» Грегом Сестером, мы можем узнать, что сам Вайсо постоянно забывал свои реплики, на ходу исправлял сценарий, а порой предлагал настолько безумные пути развития и без того унылой истории, что члены съёмочной группы только крутили пальцем у виска. Читая обо всех этих подробностях, начинаешь понимать, почему конечный результат оказался настолько низкосортной «мыльной оперой» с раздутым пафосом Вайсо вместо прочного фундамента идеи.

Комната Томми Вайсо

Не имеющие никакой логики, незаконченные, ни к чему не ведущие обрывки сюжетных линий; односложные диалоги, словно их писали для детской пьесы; доводящая до истерики актёрская игра Томми Вайсо с его ставшей мемом фразой «Ай дид нат хит хер, итс нат трю, ай дид наааат»; умопомрачительные операторские решения с пролетающей сквозь стены камерой; монтаж, словно сделанный слепым в период 8-бального землетрясения; однотипное музыкальное сопровождение, добавляющее комизма происходящему на экране абсурду. Не удивительно, что публика в 2003 году тоже не оценила «Комнату», а потому фильм за шесть миллионов долларов заработал в ограниченном прокате 1800 долларов.

Уморительно плохо

Несмотря на все эти грехи, я посмотрел «Комнату» от начала до конца. Вернее, я её вытерпел, но это не так важно. Более того, сейчас я собираюсь рассказать, почему я рекомендую вам тоже посмотреть её. Вы же не думали, что я собирался страдать один?

Начнём с того, что «Комнату» необходимо посмотреть для контраста, исключительно как истинный пример бесспорно плохого кино, чтобы уже после неё тщательнее смотреть другие картины, подмечая неточности и ещё больше ценя то, что режиссёры делают правильно. Да, звучит парадоксально, но после «Комнаты» я смог с большим уважением оценить хорошие фильмы, которые стали для меня глотком настоящего таланта. И вполне возможно, что это действительно необходимо — увидеть нечто настолько плохое, чтобы затем со свежим взглядом нырнуть в море достойного внимания кино. «Комната» феноменально плохой фильм, который удивительным образом учит внимательного зрителя выявлять противоречия, исходя из собственного интереса подсчитывать все промахи актёров, сценаристов и операторов. Этот фильм разрушает сам себя и не нуждается в критике, потому что все его недостатки видны всем и каждому. И вот как раз это в нём для меня стало самым дорогим.

Кроме того, сегодня, в эпоху расцвета постироничного юмора, «Комната» будет восприниматься не как задуманная драма о «любовном треугольнике», а как величайшая комедия абсурда. Поверьте, её просмотр в компании может стать для вас самым смешным зрелищем за последнее время.

Комната

Со временем ко мне пришло осознание, что «Комнату» также можно рассматривать не как драму, а как сатиру. Забавно, но сегодня любовные страдания и терзания героя Томми Вайсо могут восприниматься цинично через призму иронии. Да, тогда, в 2003 году, картину смотрели с той позиции, с которой и было рассчитано. Но вот прошло 18 лет, перед нашими глазами полетело неисчислимое количество второсортных мелодрам; криво написанных слёзовыжемательных любовных историй с нотками сокрушительного драматизма; никому не нужных, сделанных словно под копирку сериалов про отношения мужчин и женщин. В общем, индустрия оказалась переполнена мусором, который даже на фоне «Комнаты» выглядит как поделка. Томми Вайсо хотя бы горел нелепой идеей, пока создавал свой «шедевр», потому-то его фильм в итоге и стал любим за свою наивность. А сейчас, когда я вспоминаю его, то он и вовсе кажется мне потрясающей сатирой на все нынешние мелодрамы, выворачивающей наизнанку все клише жанра и доводящей их до невыносимого идиотизма.

В конце концов, я уже в начале сказал, что «Комната» получила мировое признание, а ведь это редкость для откровенно плохих проектов. Теперь этот наивный фильм часть нашей культуры как нечто настолько плохое, что даже хорошее. Но пока все обсуждают сей факт, я думаю о Томми Вайсо. Где он сейчас? Чем занимается? И самое важное — осознаёт ли он уровень своего везения? Просто вдумайтесь — этот человек снял самый плохой фильм в истории, за что и был помещён в зал вечной памяти как минимум в рамках кинематографа. Самый обыкновенный бизнесмен вошёл в историю вот так легко и неожиданно, плохо сделав то, что он и так никогда не умел делать. Это кажется невозможным, но именно так всё и случилось. История создания «Комнаты» и дальнейшей судьбы Томми Вайсо настолько фантастическая, что из неё не зря сначала сделали книгу, а после сняли полноценный фильм. Да, «Комната» ужасный фильм, но то, как грамотно она использовала свои ошибки, чтобы стать частью культуры, поистине восхищает. Чем не причина посмотреть это недоразумение лично?