Обратная сторона музыки

Философское вступление

Итак, давайте начнём по порядку с небольшого философского предисловия. У всего есть своя тёмная сторона или нежеланный брат-близнец, о существовании которого предпочитают умалчивать. Я много раз доказывал этот тезис в своих эссе, касаясь главным образом кинематографа. Однако подобная тенденция дуализма свойственна всем основным сферам искусства, в том числе и музыке.

На поверхности как обычно находятся массовые продукты культуры: они хорошо продаются, легки в создании и вообще с ними всё настолько хорошо, что большего и не надо. Попса, например, остаётся таким жанром до сих пор, стремясь залезть в уши всем и каждому. Хотя подобное можно сказать про каждый фундаментальный музыкальный жанр. Однако на обратной, более тёмной стороне, находятся все те поджанры и производные, которые лично я называю поистине мрачной половиной музыки. В отношении неё работают все те же правила, что и для массовых произведений, только наоборот. Обычно такие работы не выходят за рамки андерграундной сцены, никому не нужны, никем не признаны, постоянной аудитории у них практически нет, зато достаточно критиков, которые время от времени читают лекции о моралях и критериях настоящего искусства. И в принципе подобные экземпляры можно откопать где угодно, было бы желание и время. Кстати, именно этим мы сегодня и займёмся.

Независимые артисты

На Bandcamp’е или SoundCloud’е просто навалом молодых артистов, которые во всю экспериментируют со звуком. И порой их поиски чего-то этакого приводят к появлению совсем уж необычных работ, которые для большинства слушателей, привыкших к иным правилам и формам, звучат как что-то, что может призвать Дьявола. Далеко для примерами ходить не придётся. Помните героя моего последнего эссе про мультфильмы — загадочного и независимого мультипликатора M dot Strange? Там я обмолвился, что он тоже в свободное время пишет песни, которые как раз-таки попадают под моё определение тёмной стороны музыки, частенько возникающей из результатов экспериментов.

Bandcamp

If you want to know why I’ve killed you
If you want to know why I’m hanging here
If you want to know why I’m banging
If you want to know why I’m not afraid of dying

M dot Strange

Не знаю как вы, но лично я просто обожаю подобные неординарные работы, хоть и не могу слушать их продолжительное время. Справедливости ради, спрос на подобные произведения всё-таки имеется, поэтому я и не считаю, что массовость является главным критерием того, что музыка плохая или хорошая. Так или иначе, свою аудиторию найдёт что угодно, в том числе и максимально экспериментальная музыка.

Всепоглощающая деменция

Или как насчёт мрачного эмбиента от английского электронного проекта The Caretaker? Про огромный концептуальный альбом Everywhere at the End of Time, исследующий тему пожирающей весь мир деменции, начали высказываться не так уж давно. На Ютубе уже сейчас достаточно видео, посвящённых этой необычной записи, удобства ради разделённой на этапы, отражающие постепенную деградацию памяти человека и его личности в последствии. Сам исполнитель коротко и ясно объяснил, что конкретно отражает его абстрактная музыка в том или ином этапе, так что искать здесь глубокие загадки я смысла не вижу. Однако если у вас есть желание и примерно шесть часов свободного времени, то один из самых депрессивных и нестандартных эмбиент альбомов ждёт вас.

Everywhere at the End of Time
Everywhere at the End of Time
Everywhere at the End of Time

Путешествие к самоубийству

Подобных примеров из самых разных жанров можно привести достаточно. Некоторые из них остаются на уровне андерграунда, пока другие уже давно причислены к статусу культовых записей, как, например, альбом Nine Inch Nails «The Downward Spiral» 1994 года — нарочно сырая, неприятная и тяжелая для восприятия пластинка, способная буквально изнасиловать любой слух. Всё это делает прослушивание тринадцати композиций концептуального альбома, плавно спускающего слушателя на самое дно человеческой психики, тяжким испытанием. Особенно если вы не привыкли к подобной специфической музыке, насыщенной индустриальном грохотом, дефьюженом и сильно искаженным вокалом, переходящим от шёпота к воплям. И всеми этими приёмами грамотно жонглирует Трент Резнор, чтобы поведать слушателю историю о человеческом самоубийстве.

Возможно, мне следует отметить, что под тёмной стороной музыки я не имею в виду любые работы независимых композиторов и музыкантов, нет. Я всё-таки имею в виду те произведения, которые решаются рассказать о наиболее мрачных, жестоких и мерзких вещах максимально нестандартным способом. Проводя знакомую аналогию с кино: есть вот арт хаус, который не обязательно относится к тёмной стороне кинематографа в принципе, а есть снафф фильмы, хуже которых я ничего не знаю, поэтому именно их я беру за обозначение того места, где заканчивается всякий свет и куда простой зритель никогда не посмеет сунутся. Вот тот же принцип я и пробую в этом эссе переложить на музыку, приводя самые яркие, знакомые лично мне примеры. Хотя я уверен, что у каждого из вас уже сейчас в памяти вспылили подходящие музыкальные произведения.

Самое мясо

Но мой личный опыт подсказывает мне, что больше всего подобных релизов «не для всех» включает в себя рок-музыка со всеми её поджанрами и прочими ответвлениями. Что уж тут говорить, если сам по себе метал вызывает у недалёких слушателей желание сказать, что это есть порождение Сатаны. Однако в том случае, если вы очень далеки от этой части огромного мира музыки, то я вынужден объяснить, что существует нечто намного хуже по звучанию, чем тот же абстрактный металл. Рок-музыка не однородна, как и любой другой фундаментальный жанр. Она включает в себя большое количество поджанров, некоторые из которых достаточно популярны, а другие лежат на самом дне и время от времени дают о себе знать. Среди таких по-настоящему брутальных жанров отличаются дэт-кор и грайнд-кор. И если с дэт-кором в принципе всё понятно, то вот грайнд-кор в свою очередь имеет самые на глухо отбитые производные, о которых мы поговорим чуть позже.

Cannibal Corpse

Что касается дэт-кора, то тут можно вспоминать достаточно длинный список групп, но мы остановимся только на тех, которые интересны лично мне с точки зрения творчества. Как, например, Cannibal Corpse — одни из первопроходцев жанра, во всю использующие целый букет самых цензурируемых тем для текстов своих агрессивных композиций: от кажущегося безобидным при таком разбросе насилия до откровенных и кровавых сексуальных извращений.

Cannibal Corpse

Особенного внимания заслуживают обложки многочисленных альбомов группы, которые целиком и полностью отражают не только направленность текстов композиций, но и всю музыкальную стилистику группы. Каждый арт, специально созданный художником Винсом Локком, настолько изобилует кровавыми, гротескными образами, что из раза в раз становится причиной запрета того или иного альбома в одной из стран мира. Хотя даже это не помешало Cannibal Corpse в итоге стать одной из самых продаваемых и скандально известных дэт-метал групп современности.

Cannibal Corpse

Slayer

Но моему вкусу больше подходит то, что делают Slayer. В текстах их песен тоже хватает провокаций: образы известных серийных убийц, сатанизм, религиозные метафоры, жестокие аллегории и прочее. Взять хотя бы композицию Disciple с альбома God Hates Us All, в которой музыканты создают образ немощного бога, который повинен во всех бедах человечества в случае его реальности. На основе всех ужасных ошибок этого божества делается простой вывод: если бог и есть, то он не всемогущее существо, а всего лишь бездарный ученик, который ни на что не способен. Либо же он просто ненавидит нас всех, что постоянно и доказывает, насылая болезни, смерти и прочие невзгоды.

Гор-грайнд и порно-грайнд

Но если вы хотите послушать нечто поистине кошмарное, то стоит обратить своё внимание на поджанры упомянутого выше грайнд-кора, а точнее на порно-грайд или гор-грайнд. В принципе, это тот случай, когда название говорит само за себя, но всё-таки расскажу, о чём это и как вообще появилось.

Первое, что стоит запомнить — оба поджанра являются всё тем же грайнд-кором с его «бласт-битами» и невероятно быстрым темпом игры, но только отличаются тематической направленностью самих текстов песен. То есть сперва в 1980 году возникает грайнд-кор благодаря главным образом группе Napalm Death, а затем уже начиная с 1990-х годов обрастает производными, создатели которых выбирали более узкие и жестокие темы. Собственно, как вы, наверное, уже догадались, порно-грайнд целиком и полностью посвящён всему, что связано с сексом. Эротизированные образы, захлёбывающиеся в экскрементах, крови и прочих выделениях человеческого тела, сопровождаются как правило обилием сэмплов с женскими стонами и криками, а также так называемым «туалетным» вокалом, главная фишка которого — довести голос до наименее человекоподобного путём различных эффектов и техник гроула. И под вот такие булькающие звуки вам предстоит слушать истории о извращённых половых актах. Соответствующие обложки прилагаются.

В случае с гор-грайндом картина остаётся неизменной, только вот спектр тем меняется с жестокой эротики на не менее жестокое насилие и всё, что с ним связано: пытки, некрофилия, каннибализм и прочие прелести. Яркий представитель — раннее творчество британской группы Carcass, которые свой первый альбом украсили скандальной и подвергнутой цензуре обложкой в виде коллажа из фотографий различных трупов людей и частей тела. Тоже пример того, как обложка полностью отображает тематику песен, завязанных на смерти и её составляющих.

Carcass

Да кому вообще это надо?

Неужели подобное кто-то вообще слушает, спросите вы? Ну, да, если судить по продажам альбомов — как минимум несколько миллионов человек действительно были в восторге от гор-грайнда и порно-грайнда в эпоху их расцвета. Однако если это вас успокоит, то сейчас два этих уродливых брата выпали из инфополя и музыкальной жизни андерграунда. Конечно, время от времени появляются новые группы, играющие в этих жанрах, поскольку у них всё ещё остаётся какая-никакая аудитория, но всё это уже совершенно незначительно, чтобы говорить об этом всерьёз. К сожалению, но все достоинства жутковатых ответвлений грайнд-кора заключаются, на мой взгляд, в их скандальности и провакационности. С самого начала такие жанры поразили неискушённую публику выбранными темами, мерзкими обложками и грязной манерой исполнения, но вот прошло время и оказалось, что всё это привлекает внимание своей эпатажностью лишь по началу, ведь от музыки хочется в первую очередь музыки, а от однотонных поджанров грайнд-кора её получить крайне сложно. Поэтому со временем они утратили всякую популярность и сейчас находятся где-то на самом дне андерграунда тяжёлой музыки, за пределы которого они, к слову, никогда и не выходили. О влиянии порно-грайнда или гор-грайнда на культуру тоже говорить много не приходится. Такое ощущение, что эти два жанра внезапно устроили скандал, а потом просто растворились, когда удивлять стало нечем.

Впрочем, иногда интерес публики всё-таки просыпается, но едва ли это можно счесть заслугой жанров. Так, в 2019 году общественности стало известно, что стрелок, устроивший массовое убийство в Дейтоне, был ярым поклонником порно-грайнда. Разумеется, уже тогда практически никто не знал, что это вообще такое, но одного только названия хватило для предположений и обвинений. В общем, знакомая нам пластинка про разрушительное влияние музыки.

Заключение

Любое искусство по природе своей многогранно, и музыка не является исключением. Сегодня существует сумасшедшее количество разнообразных альбомов. Но до нас в основном доходят только безобидные. Те, что хорошо продаются, а песни из которых постоянно играют на радиостанциях. Моя цель была показать, что есть и обратная сторона не только у кино, но и у музыки. И вот её искать и исследовать порой даже интереснее, поэтому не бойтесь таких чёрных овец, а познавайте их.