Тема смерти в музыке группы The Amity Affliction

Прелюдия перед похоронами

Несколько важных уточнений, прежде чем мы начнём. Во-первых, акцент я буду делать именно на лирической составляющей песен группы. Это не значит, что инструментальную часть можно игнорировать, просто та или иная смысловая нагрузка всё-таки заключается именно в тексте. Во-вторых, разбирать я буду только студийные альбомы группы, всё остальное — коммерция. Ну а в-третьих, не забывайте, что со мной совершенно не обязательно соглашаться во всём.

Итак, The Amity Affliction. Если до этого вы никогда и ничего не слышали об этой команде, то вот что вам следует знать для понимания дальнейшего: группа родом из Австралии исполняет пост-хардкор и металкор; начинала с очень агрессивной манеры исполнения подобно группам своего времени, но постепенно выработала собственное звучание, повысив мелодичность через чередование трёх вокальных партий; за свои 18 лет группа выпустила 7 полноформатных альбомов, главными темами лирики которых всегда оставались смерть, депрессия, суицидальные мысли; основными авторами лирики являются вокалисты Арен Стрингер и Джоэл Берч, причём последний не только поёт 70-80% в течение каждой песни, но ещё и неформально является идеологом группы, поскольку все эти размышления о смерти исходят именно из его души. Про музыкальную карьеру группы, покорение чартов и эволюцию в плане звучания вам спокойно расскажут другие, не менее интересные авторы, а мы же с вами сосредоточимся на другом.

Давайте взглянем на творчество группы издалека и попробуем составить общую картину ещё до подробного анализа. После переслушивания всех альбомов группы, я выделил следующие три художественных образа, которые так или иначе связаны с доминирующей темой смерти человека. Во-первых, это образ вечеринки («party»), который присутствует только на дебютной пластинке группы. Во-вторых, тема молодости («young»), которая в полной мере раскрывается на втором альбоме. И в-третьих, тема океана, дождя, реки и воды в целом, которая затапливает чуть ли не каждую песню группы, начиная с дебютной пластинки и по сей день. Я даже составил целый список шуток про глубину, пока изучал лирику группы — настолько в ней много образов чего-то, что хоть как-то связано с водой. Помимо этих образов, разумеется, есть и другие, но они скорее появляются в одной-двух песнях или же работают в связке с выше перечисленными. В дальнейшем вы сами увидите, как из десятка песен группы складываются именно такие доминанты художественных образов.

Группа The Amity Affliction

Разорванные связи

Забавно, но группа, которая ныне известна своими текстами про смерть и отчаяние, начинала вовсе не с этого. Я сам удивился, но лирика дебютной пластинки Severed Ties 2008 года сосредоточена в большинстве своём именно на том, что заявлено в её названии. Это не значит, что смерти вовсе нет, отнюдь, просто она здесь всё-таки на втором плане. Намного лучше в лирике песен с этой пластинки выражена тема тех самых разорванных связей между людьми и последствий подобных эмоциональных разрывов. Причём речь идёт не столько о банальной любовной разлуке, сколько о любой форме разрыва отношений в принципе. Возможно именно поэтому достаточно тяжело определить, в каких именно отношениях состоял лирический герой той или иной песни с другим человеком. Была ли это настоящая любовь и обожание, на смену которым пришло разочарование и опустошение; сильная дружба, переросшая во вражду или же текст необходимо понимать как метафору разобщённости всего человечества, которое разучилось строить мосты между людьми.

So tear the pieces from the bone like you’ve torn us apart
We’ve built bridges just for burning
So light the fires in my eyes so I can watch my own demise
We’ve built bridges just for burning
(Poison Pen Letters)

Такие попытки показать разъединение между людьми различными художественными образами прослеживаются в каждой песне. Разница лишь в том, как именно они подаются. Будет ли это достаточно прямолинейная песня или же послание окажется зашифровано внутрь некоего образа:

So we’ll never be lost ’till we’re all alone
And we’ll never be wrong till we’re on our own
So wake up and we’ll drink for two again
And we’ll never be right till we read our wrongs
And we’ll never be done with these same old songs
So wake up we’ll wait for you again
(I Heart Roberts’)

I was so blinded by your eyes
So blinded by those white lights
And dust is now what you’ve become
No longer such a fucking bright white light
And I can see further then I ever saw
(The Blair Snitch Project)

The Amity Affliction

Можно заметить, что зачастую мысли выражены в простых формах. Я видел в тебе святого человека, а потом прозрел; мы никогда не будем счастливы, пока остаёмся одиноки; ну и конечно же образ пребывания человека где-то на дне океана вдали от истинного цвета небес:

So long, so long that now it seems to be a farce, but it’s painted on your face
Like the spread of an open book: time to throw it to the fire
Settle down beneath the ocean, stare upwards raise your arms and say goodnight;
Tomorrow the sun dawns on settled scores
And homeward bound, and homeward bound
(Jesse Intense)

Здесь же раскрывается образ вечеринки, однако не стоит воспринимать её как символ беззаботного веселья и пьяного угара. В композиции Do You Party? лучше всего раскрывается истинное значение этой необычной вечеринки в разгар размышлений о человеческом одиночестве. Вечеринка — это не праздник, а всего лишь способ забыться и убить время. Высший акт забвения и апофеоз равнодушия к собственному одиночеству. Создаётся впечатление, что вечеринка эта — вовсе не буквальное собрание людей, а индивидуальные пляски внутри каждого человека, который всеми силами отказывается меняться, предпочитая оставаться вдали от всех остальных внутри собственной вечеринки посреди разрухи. Весёлая ритмика самой композиции при этом отлично контрастирует с отчаянными и агрессивными криками, создавая тот самый диссонанс между фальшивым весельем и реальным положением дел:

When we don’t cast our eyes your way
And who the fuck are you anyway
We’re no one and we still feel right at home
We’re no one and we’re still just passing time
To kill the time, to kill the boredom
Who the fuck can say what we should do
We drink till we drop and we’ll drink till we die
We’re not here for a long time
(Do You Party?)

Итог пластинки — печальное подведение итогов после разлуки с любимым человеком, будущее без которого кажется всего лишь лестницей в ад, однако жить дальше как-то необходимо. И ни одна вечеринка тебе уже не поможет:

And who am I to say the grass was ever greener
Where my own feet struck on the Earth?
And that the fields, they seemed much neater on my side of the fence
And who am I to question why you took the path you took?
And who the fuck am I to open this closed book?
But the pages just keep turning, turning
(Stairway to Hell)

Мой дорогой океан

Начиная с альбома 2010 года Youngbloods The Amity Affliction отходят от темы разрыва человеческих отношений и вовсю развивают тему смерти, с которой их музыку впоследствии и будут ассоциировать. Оно и не удивительно, если учесть, насколько же Youngbloods переполнен центральным конфликтом: молодой лирический герой, который страдает от депрессии и суицидальных мыслей, но всё равно отказывает смерти, открыто пропагандируя альтернативный путь. Не выбирай самоубийство, слушатель, ведь у тебя всё ещё есть, ради чего жить — как-то так кратко можно обобщить посыл всего альбома. Интересует вокалиста при этом судьба именно молодых парней и девушек, которые проливают собственную кровь в стремлении спастись от разъедающего яда отчаяния. Отсюда и название пластинки — «молодая кровь». Кровь, которая бурлит вовсю и толкает людей на самые важные поступки в жизни, но вместе с тем зачастую проливается из-за большой несправедливости мироздания. Благо, как поёт Джоэл Берч, у каждого человека есть то, что не только убивает его, но и делает сильнее, из-за чего в лирике песен вырастает вечная борьба человека с «якорями» («anchors»), утягивающими его на дно, и теми спасительными нитями, которые всегда вернут его домой.

Will you hear nothing I say?
As the tide just sweeps and sways
As the anchors that bind me
Just rust and decay
As I tear my flesh from bone
As I scream out to the sky
When will I find my way home?
(Anchors)

Согласно лирике The Amity Affliction, «вернуть домой» человека неизменно могут три самые сильные вещи: любовь, семья и друзья. Иногда к этому перечню добавляются надежды или мечты. Да, комплект очень простой, но не стареющий с веками. Более того, в лирике группы регулярно подчёркивается, что именно одиночество является главным врагом человека, способным убить его. Спасение же от него прозаично и очевидно — оставаться с кем-то, кто тебе дорог, потому что он такой же человек, нуждающийся в том, чтобы быть услышанным. Так и хочется припомнить предыдущий альбом, откуда явно тянутся корни этой жизнеутверждающей философии группы.

But I’ve got friends by my side
I’ve got hope in my eyes
And dreams to aspire to
And the whole wide world to watch below
And death won’t be my lover, oh
I’ve got so much left to give
And take my life with subtle steps
Instead of not wanting all that is left
(I Hate Hartley)

Тема смерти в музыке группы The Amity Affliction

Youngbloods открывает очень длинный период творчества группы, когда тема смерти и всех её друзей будет доминировать в каждой песне группы, со временем эволюционируя, но не меняясь кардинально. Структура обычно остаётся неизменной: детальное описание человеческих страданий вместе с проблеском надежды на спасение. Однако именно на втором альбоме группы эта композиция чрезвычайно прямолинейна по сравнению с образами из последующих работ.

Youngbloods run free forever
Forget the death that’s ever nearer
Youngbloods young hearts alike
Let the fires burn inside your eyes
We won’t give up these memories
We won’t go near those cemeteries
(Youngbloods)

Источником столь простой в понимании, но тяжёлой в усвоении философии является вокалист и автор песен Джоэл Берч, а точнее его тяжкий жизненный опыт, который то и дело прослеживается из композиции в композицию. Лучше всего со своим прошлым Джоэл знакомит слушателя в открывающей альбом песне I Hate Hartley, рассказывая о том, как он оказался на грани смерти после интоксикации. Вокалист настолько сильно напился, что впал в кому, а очнулся уже на больничной койке. Причём подобный случай хождения по краю — далеко не единственный в жизни музыканта. Отсюда и вытекает образ познавшего дыхание смерти лирического героя, который во всех красках описывает свои невероятные страдания, с целью предупредить слушателя не следовать по его пути. Это не столько нравоучение, сколько дружеский совет или даже просьба, попытка предупредить, пока не стало слишком поздно. В этом свете название группы начинает играть новыми красками, ведь фраза the amity affliction – это буквально друзья по несчастью, скреплённые узами одной боли.

Black hearts will sing tonight
Open your arms and let us fly tonight
And when it’s all said and done
You know we’ll be all right
Black hearts will sing tonight
(No Sleep ’Til Brisbane)

Если не верите моим выводам, то поверьте лирике песен. Например, в Olde English 800 герой рассказывает, как достиг глубин ада, пытаясь уничтожить свои проблемы алкоголем и наркотиками, предупреждая слушателя не следовать его путём. В RIP Foghorn поёт о том, как тяжело признать себя разбитым, но когда это всё-таки произойдёт, важно помнить, что ты не одинок в этом мире и своей участи. А в закрывающей альбом Fuck the Yankees герой пытается понять слушателя и пообещать ему, что черная полоса жизни рано или поздно закончится.

I’ve been trying to find the space and time
To let them know just what it’s like, to be feeling so alone
To be feeling so alone!
I know you stayed there waiting for
The world to heal itself, the world we existed in
The fucking world I turned to hell
(Fuck the Yankees)

Третий альбом Chasing Ghosts 2012 года продолжает развивать заложенные в Youngbloods темы. Отчасти обе пластинки можно назвать концептуально связанными. Если в Youngbloods взгляд на жизнь и смерть даёт живой человек, переживший встречу с полуночным жнецом, то в Chasing Ghosts музыканты дают слово мертвецам. Голосами вокалистов буквально поют призраки — всё те же молодые люди, которые не успели вовремя остановиться и покончили с собой. Предлагая взгляд с той стороны, герои пластинки пытаются донести до слушателя уже знакомые нам мысли о том, что жизнь на самом деле далеко не такая безысходная, чтобы из-за этого умирать в поисках свободы, которой на самом деле нет. Но хоть все эти люди уже мертвы, их призраки всё ещё привязаны к тем людям, которых они оставили. Отсюда и название пластинки — «преследуя призраков».

So selfish were my footsteps, and so foolish are they now
But there’s not much I can do here now that I’m living underground
Speak now my precious whispers, float softly through the breeze
Please float on by my loved ones and let them know that I’m still here
(Life Underground)

Тема смерти в музыке группы The Amity Affliction

На этой же пластинке Джоэл вступает в диалог с поклонниками группы, которые утверждают, что в музыке The Amity Affliction находят спасение от суицидальных порывов. На их вопрос о том, как избежать трагических мыслей, вокалист отвечает в песне Open Letter, делясь всеми своими переживаниями, через которые он прошёл по собственной глупости: никаких упований на бога и поиск прекрасного на земле среди тех, кому ты по-настоящему дорог.

I’m not searching the sky for a reason to live
‘Cause I found beauty right here and the passion to give
So let me give you my heart, let me give you my tears
Let me give you my life, let me give you my fears
(Open Letter)

Обращение к поклонникам группы — не единственный случай, когда Джоэл открывается публике, ссылаясь на личный опыт ради усиления эмоций. Так, в песне R.I.P. Bon герой поёт о своём мёртвом лучшем друге, в смерти которого он винит сам себя. Здесь вновь проявляет себя посыл музыканта о губительном воздействии одиночества на человека, рядом с которым в нужный момент не оказалось того, кто мог бы помочь и выслушать.

I waited for you
But you never came, no you never came
And now that you’re gone
I feel I’m to blame yeah, I feel I’m to blame
(R.I.P. Bon)

Если до сих пор вы слушали меня внимательно, то можете с уверенностью заявить, что познали всю лирическую составляющую The Amity Affliction. Даже сами поклонники группы при разборе тех или иных песен не забывают отметить, что здесь, мол, лирика характерная для группы, а потому если вы слушали их раньше, то откровений ждать не стоит. Так или иначе последующие альбомы группы придерживались изложенной мной выше лирической композиции и старались преподнести всё те же мысли и чувства, но иными словами, подкрепляя их инструментальным компонентом. В плане оформления пластинок группа также пришла к структуре, из-за чего на обложке каждого последующего альбома, начиная с Let The Ocean Take Me, обязательно доминирует погребальный тёмно-синий цвет.

I’m lost and fading, life ain’t great
My heart is breaking and life won’t wait
There’s no one there, no one around
There’s not a soul and not a sound
(Lost & Fading)

Означает ли это полнейшую стагнацию группы в лирическом плане, если каждая песня так или иначе посвящена одному и тому же? Я так не думаю, ведь с каждой новой пластинкой The Amity Affliction стараются рассмотреть смерть с новой стороны, параллельно рассказав о гнетущих чувствах посредством новых образов. Так, например, тема океана, до этого всплывающая в предыдущих песнях группы, в полной мере оказалась раскрыта именно в альбоме Let The Ocean Take Me — пожалуй, самой сильной работе группы с точки зрения лирического наполнения.

Well, don’t lean on me ’cause I am falling, please, don’t fall with me
I really need you here, yeah, I need you, so don’t leave
And don’t count on me ’cause I am drowning, please, don’t drown with me
Just hold me in your heart, let the ocean take me
Let the ocean take me
(Don’t Lean on Me)

В связи с этим необходимо наконец ответить на вопрос — так в чём заключается символизм образа океана и всего, что с ним связано? Ответ, на самом деле, чрезвычайно простой, но не весёлый. Океан в музыке The Amity Affliction — это перекликающееся с образом вечеринки забвение. Морская бездна, которая смывает, уносит, поглощает абсолютно всё — не совсем конечно смерть в мокрой форме, а скорее лекарство от всех проблем, которое лечит депрессию героя радикально, уничтожая и его, и весь мир вокруг. И да, воды в музыке группы очень много вплоть до альбома This Could Be Heartbreak. После него количество метафор про океан идёт на спад.

It’s like there’s cancer in my blood, it’s like there’s water in my lungs
And I can’t take another step, please, tell me I am not undone
It’s like there’s fire in my skin, and I’m drowning from within
I can’t take another breath, please, tell me I am not undone
(Pittsburgh)

И хоть с образом бушующего океана группа вдоволь наигралась в Let The Ocean Take Me, тема смерти всё равно волновала их так же сильно. А потому на This Could Be Heartbreak лирика всё ещё исследует алкогольную и наркотическую зависимости как способ спастись от проблем; лирический герой одушевляет свою депрессию и общается с ней; вновь появляются образы связывающих людей якорей, взгляд до и после похорон, а также размышления о том, что среди большого количества друзей найдутся лишь некоторые, кто не оставит тебя в трудную минуту.

Will you miss me when I’m gone?
I am the storm that never leaves
Will you miss me when I’m gone?
I bring the, I bring the weather with me
(I Bring The Weather With Me)

(Не)побеждённый океан

Последние два альбома группы отмечают положительную тенденцию переоценки собственной лирики. На смену прямолинейных размышлений о жизни и смерти пришёл взрослый, рассудительный взгляд на самого себя. Джоэл в лирике альбомов Misery и Everyone Loves You… Once You Leave Them всё больше заботится не о себе, а о людях, которые воспринимают его как музыканта и человека. В попытках объяснить свою тягу к написанию именно таких песен, он анализирует свои поступки, порой приходя к не самым оптимистичным выводам, как, например, в Drag The Lake, где лирический герой прямо заявляет, что он покоится на дне и достать его оттуда ни в чьих силах.

You can drag the lake
But you won’t find me
You can drag the lake
But you won’t find me
(Drag The Lake)

Всё больше уделяется внимание тем, кто был с вокалистом рядом в момент его чёрных дней. На предыдущих пластинках Джоэл тоже успевал поблагодарить тех, кто помог ему прорваться сквозь самые угнетающие мысли, но на последних двух пластинках его лирический герой по-настоящему размышляет о том, как теперь он способен оставить тех, кому он так дорог. Ivy, Feels Like I’m Dying, Kick Rocks, All My Friends Are Dead, Soak Me In Bleach, Forever, Born To Lose, Fever Dream — яркие примеры того, как Джоэл пытается в самоанализ, а не проповедь.


When the dreamer dies, so dies the dream
Turn me inside out, soak me in bleach
Soak me, soak me, soak me in bleach
I’m buried alive, life buries me
Cover my body, soak me in bleach
Soak me, soak me, soak me in bleach
(Soak Me In Bleach)

Но с чем связаны эти изменения? История на самом деле любопытная. Альбом Misery закрывала песня The Gifthorse, которая является данью памяти покончившему с собой другу вокалиста. Вроде как, ничего ужасного — Джоэл и раньше посвящал свои песни погибшим друзьям. Однако в этот раз подобное решение задело одного из журналистов, который, обозревая пластинку, отметил, что The Amity Affliction пытаются нажиться на смерти человека. Это заявление настолько задело и расстроило Джоэла, что весь последний альбом группы, по словам вокалиста, является одним большим ответом на обвинение журналиста. В итоге песни альбома образуют одно большое открытое письмо, на протяжении которого вокалист разбирает себя по частям, пытаясь объяснить, почему его так сильно волнует тема смерти.

There is a coffin in your heart
Where all dreams go to die
I knew it from the start
I could see it in your eyes
There’s fog on the glass
There’s a whisper in the trees
You’re gonna set the world on fire
Gonna bury all our dreams
(Это гроб в твоём сердце
Где все мечты умирают
Я знал это с самого начала
Я мог увидеть это в твоих глазах
Стёкла в тумане, шёпот среди деревьев
Ты собираешься сжечь весь мир
Собираешься похоронить все наши мечты)

С этих слов Джоэл начинает альбом Everyone Loves You… Once You Leave Them, как бы обвиняя самого себя. Дальнейшие песни — объяснение природы этого ярлыка вместе с выводом: я признаю, что я именно такой, но отбеливать свои внутренности ради вас не собираюсь. Или, говоря лирикой из финальной песни Catatonia, — я знаю, что должен быть счастлив, но время идёт, а я всё никак не способен подчинить свои чувства разуму. Так что кто-кто, а Джоэл точно знает, о чём и как он хочет петь. В его понимании подобная эксплуатация темы смерти во всех её формах — вовсе не порок, а его естественная природа, сопротивляться которой бесполезно, ведь жизнь сформировала его таким, какой он есть. И именно этот образ, собранный из отчаяния и многолетней депрессии, предстаёт в лирике группы на суд слушателя и критиков, вроде того журналиста.

I know that I should be happy
I know that I should be all these things
It’s just that the weather keeps on changing
If only I could be happy
If only for more than just one day
It’s just that the weather keeps on changing
(Catatonia)

Подводя итог, плохо ли, что группа настолько зацикливается на одной теме? Трудно дать универсальный ответ, здесь всё относительно. Зависит от самой темы и того, как именно раскрывает её группа. Одно я могу сказать точно — The Amity Affliction прекрасно осознаёт, какую лирическую нишу выбрала, и уже почти 20 лет умело использует простые и потому понятные всем художественные приёмы для донесения правильных мыслей, которые больше всего волнуют самих музыкантов. Нет ничего постыдного в том, что вас как творца настолько сильно привлекают столь тёмные, вечные и взрослые темы, что вы всё время находите способ говорить о них по-новому, отдавая предпочтение тому, что вы чувствуете. Лирический герой группы не окунает себя в отбеливатель и не пытается притворяться кем-то другим, вместо этого становясь тем, кто поможет встать на ноги каждому, кто переживает самые страшные времена. И вся эта система образов в конечном счёте складывается в простую мысль, которая всегда была на виду и красной нитью шла с дебютного альбома группы: людей связывают несчастья и общие беды. А подобная связь — самая печальная, но и самая сильная из всех.