Alan Wake: американский ночной кошмар

Мистика писательского ремесла

Стивен Кинг однажды написал, что «кошмары существуют вне логики, и в попытках их объяснить нет ничего весёлого, ведь они противоречат поэзии страха». В любой страшной истории жертва продолжает спрашивать: почему?. Почему это происходит? Но объяснения нет и не должно быть. Оставшаяся без ответа тайна – это то, что живёт с нами дольше всего. И именно она не даст нам покою в конце. Создавать подобные тайны, способные держать в напряжении даже после прочтения, – это и есть настоящее мастерство писателя.

Для Кинга писатель всегда был самым необычным существом. Такой со стороны обыденный процесс полёта фантазии и создания собственных миров для «короля ужасов» всегда был сопряжён с мистикой. Его романы «Мизери» или «Секретное окно» посвящены именно писательскому ремеслу и тем необычным, жутким событиям, которые героям приходится пережить на страницах книги. А худший кошмар любого писателя начинается вовсе не с низких продаж. Ночной кошмар — это когда всё, о чём ты писал, начинает происходить в реальности, вырываясь из плена бумаги и чернил. И когда это происходит, то ты хочешь лишь наконец проснуться, потому в таком мире отличить сон от трансформирующейся реальности невозможно. Однако именно такой мир темных сновидений привлекает больше всего, из-за чего мы хотим возвращаться туда снова и снова.

Писатель Стивен Кинг

Алан Уэйк

«Alan Wake» как любая хорошо написанная трогательная история предлагает множество вариантов восприятия происходящего в течение нескольких часов кошмара. А по закону своего мрачного жанра имеет самый главный компонент — тайну, разгадку которой игрокам предстоит искать до самого конца. Разработчики из «Remedy Entertainment» смогли создать уникальный, но знакомый до слёз мир, состоящий из всего, что позволяет оживить историю. Ведь кто бы что ни говорил, но в основе любого творческого проекта всегда будет лежать самое древнее творение человечества — история, умело поданная и реализующая оригинальную задумку.

Чтобы прочувствовать всю атмосферу северо-западного побережья достаточно лишь запустить игру. Однако для более глубокого погружения в психологизм героев требуется нечто большее. И кроме знакомства со взглядами Стивена Кинга, личность которого частенько упоминается в процессе прохождения, я имею в виду писательский опыт. Чтобы понять писателя им нужно быть — правило, которое всегда позволяет залезть внутрь героя и буквально побыть Аланом Уэйком. Возможно именно поэтому игра произвела на меня такое сильное впечатления, множество раз вгоняя в приятную дрожь и заставляя вглядываться во тьму в поисках ответов. Каждый, кто лично познал всю мистику, окружающую процесс сочинения собственных историй, сможет лучше всего погрузиться во тьму и загадочную историю. Буквально стать Аланом и пройти игру на одном дыхании так, как будто вы и вовсе не играли, а читали профессионально написанный роман, узнавая себя в главном герое.

Alan Wake - кадр из игры

Сегодня мы уже вместе вернёмся в темный мир Алана Уэйка, чтобы наконец разобраться во всей истории, проанализировать не очевидное и выдвинуть несколько новых версий, которые помогут взглянуть на игру совершенно иначе. Настало время вновь окунуться в холодную бездну американского ночного кошмара.

Пролог

Выйдя ещё в далеком 2010 году, «Alan Wake» смогла собрать внушительную коллекцию положительных отзывов. А спустя десять лет игра и вовсе считается одной из культовых в своём жанре. Однако даже самые позитивно настроенные игроки отметили, что среди достоинств проекта есть и недостатки, вроде однообразной и чертовски унылой системы боя с противниками. Локации большие и красочные, однако из-за чуть ли не идентичных пейзажей они быстро надоедают. А поскольку перемещаться по ним приходится долго, то избежать усталости становится невозможно. Во всём же остальном игра остается отличной, но всё-таки однообразная боёвка и вид на вечно покрытые лесами горы слегка удручают.

Благо, все эти недостатки способны компенсировать интересные механики, задумки и, конечно же, повествование, выстроенное в форме мини-сериала, состоящего из шести эпизодов. Именно поэтому мы не столько играем и управляем хорошо прописанными персонажами, сколько смотрим захватывающий и пугающий фильм, принимая в происходящем на экране непосредственное участие. Поэтому даже спустя десять лет «Alan Wake» обладает поразительной способностью затягивать интригой в свою неповторимую атмосферу.

Главный герой игры

Для всех, кто не знаком с сюжетом «Alan Wake», мне придется рассказать его вкратце, чтобы следующая часть эссе воспринималась без проблем. Однако я предупреждаю, что без спойлеров при анализе не обойтись, а потому настоятельно рекомендую купить, скачать или достать любым другим возможным способом игру и пройти её до конца, чтобы узнать основную историю самостоятельно. Но если же по каким-то причинам вы не можете или не хотите этого делать, то вот вам краткий экскурс в фабулу.

История писателя

Главный герой игры — 38-летний писатель Алан Уэйк, переживающий творческий кризис после написания очередного успешного романа. Вместе со своей женой Элис он приезжает в вымышленный американский городок с говорящим названием Брайт-Фоллс. В коттедже на небольшом островке посереди озера они и планируют отдыхать. Но все планы рушатся, когда Элис неожиданно исчезает, как будто нечто утаскивает её прямо на дно озеро. Бросившейся за ней в воду Алан приходит в себя лишь через неделю, сидя в машине на краю обрыва.

Пытаясь вспомнить, что с ним случилось, он пробирается сквозь лес ночью, по пути собирая разбросанные страницы собственной рукописи, которую он никогда не писал. В лесу он регулярно подвергается нападению непонятных существ, ведущих себя как зомби и как будто состоящих из ожившей тьмы. Пробираясь сквозь тени с помощью света фонарика, Алан наконец звонит в полицию и просит приехавшую Сару Брейкер отвезти его к озеру, где он не находит ни островка, ни самого коттеджа. На его молчаливый вопрос шериф отвечает, что после извержения подводного вулкана 30 лет назад островок ушёл под воду. С этого момента и начинаются метания Алана, который старается разобраться в себе, найти пропавшую жену и наконец узнать, что же случилось на самом деле. Спит ли он и видит кошмар или же всё это происходит с ним на самом деле?

Кадр из игры

Сценарий игры в основном был написан финским писателем Сэмом Лэйком, поэтому не удивительно, почему сюжетная составляющая игры остается до сих пор чуть ли не самым сильным аспектом. «Alan Wake» стал наглядным примером того, чего можно добиться, когда над идеей работает не только заинтересованный в прибыли продюсер, но и настоящий писатель, лучше всех способный проработать все компоненты истории.

В конце долгого путешествия мы получим ответы на большую часть наших вопросов. Однако даже тогда многие детали останутся неоднозначными, из чего и вытекает возможность различных трактовок. Так что же произошло с Аланом Уэйком на самом деле? Был ли это всего лишь ночной кошмар или же герой правда столкнулся с чем-то необъяснимым? Чтобы понять это нам необходимо двигаться в хронологической последовательности событий, восстанавливая первичную картину и ища ответы вновь. Как только мы это сделаем, то поймем, что у нас есть целых три варианта того, о чём на самом деле была эта игра.

Кадр из игры

Алан - всего лишь герой чужого романа

Восстанавливая фабулу игры, мы получаем, что в 1970 году умирает Барбара Джаггер — возлюбленная поэта Томаса Зейна. Вместе они жили именно в том коттедже на островке посереди озера. После смерти возлюбленной, Томас погружается в депрессию, а в желании вернуть Барбару заходит так далеко, что начинает писать роман, используя силу озера для того, чтобы его слова стали частью реальности. Но вместо Барбары Томас освобождает Тёмную Сущность, обитавшую на дне озера. Та проникает в реальный мир в обличье возлюбленной поэта. Осознав свою ошибку, Томас совершает единственное, на что был способен — вычёркивает из реальности всё, что стало причиной ошибки, включая себя самого.

Спустя тридцать лет на тот же самый остров приезжает Алан Уэйк вместе с женой. История повторяется точь в точь, вот только теперь бороться с искушениями Тьмы предстоит Алану, который был вынужден заключить контракт с Тёмной Сущностью. По условиям договора, писатель должен был создать полноценный роман под диктовку демона, чтобы в обмен получить свою жену. Однако в процессе работы Алан начинает понимать, что с каждым написанным словом рукопись оживает, а Тьма из неё вырывается в реальный мир, поглощая людей.

Алан начинает сопротивляться и отказывается заканчивать рукопись, финал которой к тому моменту означал бы смерть для всех героев и порабощение выдуманного городка Брайт-Фоллс. Чтобы всё исправить, писателю приходится с помощью оставленных Зейном подсказок одолеть Тьму и вернуть жену, оставшись в плену на дне озера, чтобы закончить рукопись и не дать Тьме вырваться на свободу. Вроде как, всё понятно, вот только есть кое-что выбивающиеся из столь лаконичной истории.

Кадр из игры Alan Wake

Дело в том, что Томас Зейн хоть и вычеркнул себя из реальности, но тем не менее всё равно на протяжении игры взаимодействует с Аланом, помогая ему бороться с Тьмой. Помимо всего прочего, поэт как будто обладает даром провидца, поскольку прекрасно знает обо всём, что будет происходить с Аланом заранее. Он буквально ведёт протагониста к спасению, как будто вся жизнь Алана — это уже прописанный и известный только самому автору сюжет произведения.

Кроме того, другие жители вымышленного городка регулярно называют Алана Томасом, включая саму Барбару в финале игры. Фамилия главного героя так же не случайна. Если переводить фамилию Алана буквально, то мы получим фразу «Алан, проснись», которая звучит в самом конце игры. В конце главы «The Truth» так же звучит песня «The Poet And the Muse», являющаяся подсказкой для Алана о том, где искать помощи. Однако Алан не является поэтом, он — прозаик, а потому правильнее будет предположить, что песня была сочинена Томасом и повествует о нём самом. Создается впечатление, будто Алан Уэйк — это не живой человек, а всего лишь хорошо прописанный персонаж чьей-то истории, чья судьба предрешена, и всё случайное — не случайно.

Однако копать надо ещё глубже. Алан Уэйк — не просто герой чужого произведения. Он — реинкарнация Томаса Зейна, созданная поэтом специально для того, чтобы уничтожить освободившеюся по его вине Тьму.

Кадр из игры Alan Wake

В конце игры Алан вынужден освещать уже не объекты, а летающие в воздухе слова — названия окружающих его предметов. Всё потому, что на самом деле он находится не в реальности, а внутри чужой книги. Его имя — это всего лишь слово, помещённое в общий ряд. Алан живёт среди образов, меняя реальность по ходу повествования и соблюдая правила выбранного жанра, согласно которым неизвестно, выживет ли главный герой вообще. Его жизнь ему не принадлежит, а является всего лишь зеркальным отражением Томаса, который создаёт героя по своему образу и подобию, после чего вписывает его в выдуманный городок Брайт-Фоллс и за руку ведёт до конца истории.

Проще говоря, сама игра «Alan Wake» является визуализированным, интерактивным романом, где на переднем плане история вовсе не Алана, а его создателя — Томаса Зейна. И даже в конце нам даётся ещё один намёк на правдивость этой версии: финальная фраза Алана «это не озеро; это океан» слишком хорошо вписывается в стихотворение Томаса, звучащее почти в начале. То есть игра начинается и заканчивается стихотворными строками поэта, создавая кольцевую композицию, где в финале реинкарнация Томаса успешно заканчивает начатый роман.

Кроме того, такая сюжетная линия сильно напоминает малоизвестный рассказ Лавкрафта «Музыка Эриха Цанна», в котором молодой студент своей игрой на виолончели вынужден отпугивать нечто кошмарное, что наводняет его дом на улице, которая просто исчезает из мира, после того, как студент в страхе сбегает. Вполне возможно, что именно идеи Лавкрафта о взаимодействиях снов и Черной бездны космоса в дальнейшем послужили вдохновением при создании мира Алана Уэйка.

Кадр из игры

Алан - душевнобольной писатель

Но как насчёт того, чтобы отмести любую мистификацию и взглянуть на историю с позиции трезво мыслящего реалиста, желающего объяснить кошмар логически. Что, если не было никакого Томаса Зейна и ожившей Тьмы? А все события игры происходили всего лишь на страницах романа Алана, являясь порождением его больной фантазии?

Характерный щелчок раздался у меня во время прохождения главы «The Truth», когда Алан прослушивает записанный на диктофон разговор доктора Хартмана с его женой Элис. Из этой записи становится понятно, что Алан из-за творческого кризиса вёл себя очень агрессивно по отношению к жене, но всё-таки не решался поднять на неё руку. Да и сам Хартман старается заверить Алана, что на самом деле его жена мертва, а сам он всего лишь не может пережить сильнейший шок, продолжая убегать от правды в собственные произведения, которые он пишет пачками в клинике. Насыщая тексты сказочными историями про борьбу Тьмы и героев, полностью списанных с пациентов психиатрической клиники.

Да даже название эпизода намекает на то, что именно версия доктора Хартмана является правдивой, а галлюцинации Алана после пробуждения указывают на вполне реальную возможность создать в воображении чрезвычайно реалистичные образы. Сюда же в таком случае можно отнести и говорящую фамилию Алана, намекающую на то, что герою необходимо наконец окончательно проснуться, то есть принять правду и перестать жить внутри бумаги и чернил.

Характерно, что новые странности, включая неожиданное появление из ниоткуда друга Алана Барри и наступление Тьмы, происходят только после того, как Алан возвращается к себе в палату и вновь садится за печатаную машинку. Ту самую машинку, которую ему дарит Элис в начале игры. Также хочу ещё раз обратить внимание на название эпизода – «The Truth». Артикль «the» имеет свойство обозначения, то есть имеется в виду ТА САМАЯ правда.

Пейзажи игры

Такой сюжетный твист похож на идею романа Иэна Бэнкса «Шаги по стеклу». В конце этого произведения оказывается, что двое сидящих в башне замка и решающих странные загадки стариков на самом деле находятся в психиатрической лечебнице. Тоже самое происходит и с Аланом — двое стариков, которых он видел в начале игры в кафе, тоже оказались всего лишь пациентами больницы.

Нечто похожее происходит и в романе Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота», когда герой, засыпая, перемещается из своей палаты в сумасшедшем доме в совершенно другую эпоху. Уверен, что подобная идея озвучивалась и в других произведениях, вроде фильма «Остров Проклятых». Потому нет ничего удивительного, если «Alan Wake» повторяет этот приём. Как можно сильнее разрывает связь между тем, где начинается реальность, а где становится всего лишь играбельным воображением Алана, который пишет свои романы в стенах клиники после смерти жены. При этом я не отрицаю того, что доктор Хартаман вполне может использовать работы Алана для собственного обогащения, однако самого факта безумия писателя это не отменяет.

Кадр из игры Alan Wake

Правда ли мы играем внутри сумасшедшего романа Алана, где всё завязано на неспособности писателя принять смерть жены и его желании вернуть её с того света, или же этот эпизод всего лишь призван запутать игроков? Достоверно не известно, но большое количество странностей позволяет нам как минимум допустить подобную версию.

«Alan Wake» - это одна большая аллегория

Ну и конечно же я обязан допустить вариант, при котором вся игра превращается в сплетение образов и аллегорий ради донесения философских истин жизни. На передний план в таком случае выходят два антипода — свет и заполняющая всё тьма. Сильно обобщая, можно сказать, что «Alan Wake» – это целиком игра о противостоянии света и тьмы. Но что скрывается под этими масками в контексте истории? Добро и зло? Но это понятия слишком уж обширные и избитые.

Для понимания необходимо оттолкнуться от самого Алана. Что может быть светом и тьмой для писателя? Когда мы задаём этот вопрос, то всё встаёт на свои места. Тьма — это опустошающая воображение творческая импотенция, всё самое скверное, что только может заключаться в творце. И когда эта тьма берёт контроль, то на свет рождаются самые жуткие вещи. Именно это происходит и в случае Алана — под давлением тьмы он пишет всё более тяжелый и мрачный роман, в котором ни у одного героя нет шанса на счастливое будущее. Умрут все, включая самого автора. А когда человек позволяет тьме окончательно овладеть собой, то он превращается в одного из одержимых, которым противостоит Алан на протяжении всей игры. Олицетворением тьмы в игре, конечно же, является Барбара Джаггер, возлюбленная Томаса Зейна, одетая в характерный траурный наряд.

Мрачный кадр из игры Alan Wake

Можно сказать, что светом в таком случае выступает вдохновение. Но оно не обязательно служит добру, ведь для написания чего-то мрачного вдохновения требуется не меньше. Поэтому мы зайдём чуть дальше и вспомним интервью, которое Алан смотрит по телевизору в одном из эпизодов. На этом шоу ведущий задаёт Алану простой вопрос про его жену Элис, на что получает ответ: «она моя муза».

Здесь важно напомнить, что песня, играющая в конце эпизода «The Truth», называется «Поэт и муза». Иначе говоря, Элис для Алана значит намного больше, чем может показаться сначала. Жена для него как маяк во тьме моря, направляющий его всю игру. И тогда светом, способным побороть тьму, для Алана будет являться, как бы прозаично это не звучало, любовь. Любовь к Элис выступает главной мотивацией героя на протяжении всей игры. И только она способна навести порядок в разуме и творчестве.

Маяк из игры

Эпилог

«Alan Wake» для меня стала очень личной игрой. Как будто бы я и правда прочитал собственный роман о себе же самом. Не все смогут понять, что я имею в виду. Для кого-то это будет история о писателе, прорывающегося сквозь тьму с фонариком на перевес, чтобы вернуть свою любовь и вдохновение. Кто-то же увидит потрясающую мистическую историю о том, насколько же загадочно писательское мастерство, способное менять реальность и превращать мир в ночной кошмар или же идиллию. А кто-то и вовсе захочет воспринимать историю как остросюжетный триллер о сумасшедшем писателе, запутавшемся в собственной фантазии, словно герой рассказа «Секретное окно» Стивена Кинга.

Каждый выберет своё. Но в любом случае в центре этой покрытой холодным туманом истории остаётся человек, живущий творчеством. Писатель, чей худший ночной кошмар стал частью не менее кошмарной реальности. А когда это происходит, ты мечтаешь лишь услышать мягкий шёпот, который скажет: «Проснись».

Добавить комментарий