Больше, чем просто звук: 10 игр, в которых саундтрек живёт собственной жизнью

Вступление, которое вы всё равно можете пропустить

Если вы спросите меня, какие компоненты игр я считаю самыми важными, то я отвечу: сюжет и музыкальное наполнение. Да-да, непосредственно геймплей игры для меня может отойти на второй план вовсе, если разработчики дали мне историю, способную зацепить и мотивировать идти до конца просто из желания узнать, чем всё закончится. Сколько бы ни был однообразен или специфичен геймплей, я способен не обращать на него внимание, если у меня есть хорошо прописанные герои с отличным повествованием. Если же на историю создатели не обращают внимание, даже не пытаясь подарить игроку хоть какой-то сюжет, то мой интерес быстро гаснет, вне зависимости от того, насколько интересно или весело играть. По этой же причине я уже давно перестал интересоваться соревновательными онлайн-проектами: они стали для меня бессмысленной тратой времени, заставляющей раунд за раундом повторять одно и то же, борясь за то, в чём я не вижу ни капли смысла.

К музыкальному же наполнению игр у меня претензий меньше: либо саундтрек выделяется и кричит «ОБРАТИ НА МЕНЯ ВНИМАНИЕ, Я УНИКАЛЕН И Я ВАЖЕН», либо играет где-то на заднем фоне, создавая необходимую атмосферу, не вылезая на передний план и не создавая проблем. Играет и играет, говорю я себе, чёрт с ним. Главное, что я хотя бы вообще не в тишине играю.

Тем не менее, музыкальное сопровождение я ставлю наравне с историей, потому что вместе они создают игровой мир, а в совокупности с графическим наполнением появляется та эстетическая оболочка, в которой игрок проведёт десятки часов. Музыку в таком случае нельзя недооценивать, ведь её игрок будет слышать на протяжении всего своего путешествия, как и следить за ходом сюжета.

И в последнее время наблюдения за музыкой в играх навели меня на идею создать данную подборку, чтобы отметить те саундтреки, которые относятся к первой категории: они во многом уникальны, самобытны, самостоятельны, узнаваемы и выразительны. Это такие саундтреки, на которые ты обращаешь внимание во время игр. Те, что ты хочешь переслушать отдельно. Частенько это такие музыкальные темы, которые напрямую ассоциируются с игрой. Да вы и сами наверняка знаете подобные примеры, а потому понимаете, что я имею в виду, когда говорю о самостоятельности игрового саундтрека — возможности музыки существовать отдельно от игры, быть обособленным произведением.

Это не будет какой-то топ с присваиванием наград — этим занимаются ежегодные церемонии, пусть делают это и дальше. Вместо этого я пройдусь по тем играм, чей саундтрек знаком лично мне и который соответствует изложенным выше требованиям. Кто знает, может, музыкальная оболочка станет для вас поводом ознакомиться с самой игрой?

The Medium

Когда я проходил The Medium, то сразу же заинтересовался саундтреком. Я не знал точно, кто его делал, но в момент поиска подумал: «это звучит как что-то, что мог создать Акира Ямаока». Какого же было моё удивление, когда я узнал, что саундтрек игры полностью написал известный благодаря серии Silent Hill японский композитор. С одной стороны, музыка этой игры прямолинейна и звучит так, как и должны звучать в рамках подобного проекта: мрачно и частенько загадочно. Именно такого музыкального наполнения ты примерно и ожидаешь от игры, в которой всё завязано на взаимодействии с потусторонним миром мёртвых. Оттого и не удивительно, что Акира Ямаока взялся за саундтрек для The Medium, ведь игра имеет достаточно точек соприкосновения с Silent Hill в концептуальном аспекте. А потому если вы были в восторге от музыки туманного города, то и свежая работа композитора может прийтись по вкусу. И да — даже в отрыве от самой игры саундтрек работает хорошо.

Wolfenstein: The New Order и Wolfenstein: The New Colossus

У меня есть достаточно претензий к Wolfenstein. Первая часть перезапуска и вовсе сейчас способна напугать своими техническими ограничениями, вроде невозможность банально увеличить FOV. Про сюжет я лучше промолчу — это типичный, хорошо поставленный боевичок, который совершенно не апеллирует к моим чувствам, а потому мне просто нечего сказать интересного. Но стрелять в Wolfenstein было весело. Особенно под написанный Миком Гордоном саундтрек, лучший комплимент к которому — это осознание того, что иного варианта для этой наглухо отбитой игры просто не придумать. В Интернете достаточно мемов, связанных с брутальностью саундтрека Мика Гордона, поэтому что тут ещё добавить? Это именно то, что ты и ожидаешь услышать: SFX-шумы, режущие слух электронные вставки и гора грязных гитар, которые ты не захочешь променять ни на что в момент кровопролития.

Blasphemous

Blasphemous — это буквально Dark Souls в 2D с элементами платформера, действие которого происходит в населённой духами Кастодии — небольшом испанском городке, состоящего из руин и гор мёртвых тел. «Тёмный, готический мир», как говорят сами разработчики. Более того, это ещё и чрезвычайно религиозное поселение. Собственно, именно от изуродованной веры и христианства исходит весь визуальный стиль игры. Для чего я всё это говорю? Да потому что написать саундтрек для подобного мира, наполненного опасностями, еретиками, мёртвыми фанатиками, отсылками на мифы и легенды очень сложно. Однако композитор под псевдонимом Carlos Viola справился со своей задачей, создав запоминающуюся музыкальную оболочку для столь выдающейся в визуальном аспекте игры. Местами напоминающая саундтрек Diablo, музыка пугающего мира Blasphemous не отвлекает от тяжкой борьбы с монстрами Кастодии, но при этом дополняет созданный колорит, погружая игрока глубже в пучины религиозной одержимости.

Firewatch

Firewatch способна запомнится своей трогательной историей, потрясающим, красочным визуальным стилем или, конечно же, саундтреком. История о простом наблюдателе пожарной вышки обзавелась простеньким, но чрезвычайно эмоциональным саундтреком с использованием акустической гитары и синтезаторов. Гармонично сливаясь с окружающим миром игры, музыка отлично справляется с одной из своих целей — создать атмосферу отрезанного от цивилизации одинокого смотрителя, который вынужден коротать свои дни где-то в лесах Вайоминга.

Doom

К саундтреку обновлённого Doom применимо всё то, что я уже сказал выше о Wolfenstein. Всё-таки мы имеем дело всё с тем же композитором — безумцем Миком Гордоном. Как мне показалось, гитары в Doom звучат всё-таки куда более грязно, а роль различных шумов заметно поубавилась. Однако в остальном это всё ещё брутальный, безжалостно бьющий по ушам саундтрек, созданный специально для инфернального шутера. Пачка мемов прилагается.

Hades

Я даже не думал, что бодрый, заставляющий руки потеть геймплей Hades окажется приправлен аутентичным и в то же время внезапно нестандартным для сеттинга мифологического мира Древней Греции саундтреком под авторством Даррена Корба. Как и в случае с Миком Гордоном, в музыкальном наполнении Hades доминируют гитары, но здесь они куда более мягче, то есть нет той агрессии в звучании, которая была жизненно необходима для кровавых Doom и Wolfenstein. Оно и не удивительно, если учесть, что Даррен при создании музыки для Hades ориентировался (внезапно) на звучание Radiohead. Как результат: один из самых эмоциональных, местами трогательных, в нужных моментах драйвовых саундтреков, который легко вписывается в сеттинг игры.

Loop Hero

Один из самых необычных и стильных рогаликов последних месяцев шёл в комплекте с настолько подходящим духу игры саундтреком, что упомянуть его здесь я просто обязан. Сюрпризов здесь ждать не стоит: это характерный для пиксельных игр саундтрек, словно вышедший прямиком из старого игрового автомата.

Death Stranding

С саундтреком к «симулятору курьера» ситуация необычная. Лично я знаю как минимум три официальных альбома с музыкой для Death Stranding: инструментальные композиции, которые используются в кат-сценах; полноценные песни, сопровождающие Сэма Портера во время путешествия, а также специально записанные различными исполнителями композиции, вроде Ludens от британцев Bring Me The Horizon. Это три разных альбома и звучат они по-разному. Я не знаю ни одну другую игру, у которой был бы настолько большой и разношёрстный саундтрек: от меланхоличных синтезаторных партий до гитарного брейкдауна. И для игры подобного размаха это даже хорошо. По этой же причине мне сложно сказать что-то конкретное про саундтрек Death Stranding. Хотите оценить песни? Тогда вам последние два альбома. Склоняетесь в сторону инструментальных композиций? Для вас тоже есть решение!

The Vanishing of Etan Carter

Саундтрек простенькой мистической бродилки The Vanishing of Etan Carter не отличается чем-то этаким от своих родственников выше. На фоне предыдущих игр он и вовсе может показать блеклым, унылым и совершенно не цепляющим. Однако он и не должен вырисовывать пируэты, в попытках утянуть внимание слушателя. The Vanishing of Etan Carter — это во многом медитативная игра, требующая от игрока времени, внимания и упорства, желания докопаться до истины в загадочной и кровавой истории безлюдного городка. Осенние пейзажи, тишина заброшенных домов и мирно текущие реки не располагают к созданию завораживающего саундтрека. Потому на выходе мы имеем тихие, расслабляющие, меланхоличные и спокойные композиции, создающие идеальное звуковое наполнение для опустевшего мира игры.

Disco Elysium

История неисправимого детектива-алкоголика и славного города Ревашоль покорила меня не только потрясающей системой навыков главного героя или тоннами литературных диалогов, но и своим чрезвычайно разношёрстным саундтреком, за который оказалась ответственна группа British Sea Power. Забавно, что разработчики игры на первые инвестиционные деньги первым делом поспешили заказать у музыкантов этот самый саундтрек для своей РПГ. Не прогадали — музыка, звучащая в самых разных уголках Мартинеза, оказалась столь же очаровательна, как и второстепенные герои этой запутанной истории. Акустические гитары, раскатистые эмбиенты, жутковатые пианные мелодии, экспериментальная электронщина и прочее — звучание этого скудного прибрежного района забыть невозможно.

Добавить комментарий