Cry of Fear: борьба с самим собой

Больше, чем просто игра

«Cry of Fear» закрепилась в истории как одна из лучших игр в жанре survival horror от первого лица. Снискав бешеную славу ещё в 2012 году как всего лишь модификация для Half-Life, проект быстро перерос в полноценную многочасовую игру. В отличие от многих игр подобного жанра, «Cry of Fear» имеет не только поражающий любое воображение мрачный мир внутреннего сознания, пропитанный кровью и чернилами, но ещё и способность оказывать на любого игрока поразительное воздействие. Эта игра удачна сама по себе благодаря незабываемой атмосфере и героям, которые после прохождения ещё долго будут являться в ночных кошмарах. Потому что «Cry of Fear» и есть кошмар наяву в прямом и переносном смысле.

Пугающая, но манящая, выглядящая уродливо и неприветливо снаружи, но завораживающая и вызывающая кататонию у любого, кто осмелится с широко открытыми глазами погрузиться не только в саму механику, но и в рассказанную историю о борьбе с самим собой. После чего присмотреться ко многим деталям и ощутить нервную дрожь от осознания того, насколько сильно игра может не только пугать, но и заставлять размышлять, сравнивать и искать неожиданные, но приятные связи.

Для одних игроков «Cry of Fear» станет всего лишь хоррором на один день, способом убить время, попутешествовав по различным темным локациям и поубивав непонятно зачем всяких тварей. Но для других это будет больше, чем просто игра.

Сегодня мы погрузимся в мир «Cry of Fear» и узнаем, насколько хорошо он продуман во всех аспектах. А также постараемся понять, при чём здесь группа Nine Inch Nails и их культовый альбома «The Downward Spiral».

Один из постеров к игре Cry of Fear

Перед тем, как начать...

Прежде, чем окунуться в суровый мир пугающих интерпретаций и объяснений, стоит сказать про саму игру, рассматривая её исключительно как продукт, совокупность нескольких тысяч строк компьютерного кода. Как я уже сказал, «Cry of Fear» не может оставить равнодушным. Любой, кто хотя бы раз начнет её прохождение, уже не сможет забыть темные улочки сотканного из тьмы Стокгольма, переполненного то ли настоящими, то ли воображаемыми монстрами. Простая механика, знакомая любому современному человеку, обеспечивает низкий порог вхождения, поэтому во вселенной «Cry of Fear» сможет разобраться даже ребёнок. Однако осмелиться пройти хотя бы первую главу решится не каждый.

Фанатский постер Cry of Fear

Саундтрек страха

Одним из достоинств игры стал её авторский саундтрек, созданный руководителем всего проекта Андреасом Рённбергом. Музыка, предназначенная для сопровождения игрока по миру игры, выступает в качестве связующего компонента между страхом и атмосферой.

Сам по себе саундтрек представляет отдельное искусство. Убери его из игры и «Cry of Fear» потеряет как минимум половину своей привлекательности и не сможет так крепко засесть в памяти игроков. Даже если вы не знакомы с игрой, то при прослушивании альбома сможете сразу понять, что отправляетесь играть в нечто совершенно не детское. Этот саундтрек не может служить инструментом устрашения в каком-либо ином проекте, он полностью является порождением мира «Cry of Fear» и связан с ним неразрывно. Если вы уже проходили игру, то услышав знакомую музыку тут же поёжитесь и окунётесь в воспоминания.

Одного взгляда на треклист хватит, чтобы примерно предположить, вокруг чего будет крутиться повествование: «Despair» (отчаяние), «Kill Yourself» (убей себя), «I’m Sick» (я болен), «I Don’t Want To Exist» (я не хочу существовать). Те, кто знаком с «Silent Hill» от «Team Silent», наверняка смогут лучше всех отметить то, насколько саундтрек к «Cry Of Fear» прекрасно работает как сам по себе, так и в связке с игровым процессом. Острые углы он делает ещё острее, темноту превращая в непроглядную тьму, а страх в первобытный ужас.

Саймон, Саймон, Саймон

«Cry of Fear» это история одного человека — 19-летнего Саймона Хенриксона, который благими намерениями вымостил себе дорогу в самый настоящий ад подсознания. Желая помочь человеку на улице, Саймон оказывается нарочно сбит машиной. До конца своей жизни он теперь инвалид, прикованный к коляске и ощущающий себя как бесполезный, привязанный к креслу кусок мяса. На фоне столь депрессивных мыслей, Саймон начинает вести дневник по совету своего психолога доктора Пурнелла. Именно здесь и начинаются события игры, которые вскоре заставят издать крик ужаса.

Ключом к пониманию во всей игре становится дневник главного героя, а также его размышления по поводу собственной инвалидности. Совместите второе с первым и вы получить мир «Cry of Fear» – загадочный, пугающе странный, местами уродливый и как будто вышедший из ночного кошмара. Потому что в нём всё ещё остались поддающиеся узнаванию элементы, знакомые нам благодаря повседневным дням.

Саймон, прикованный к коляске и оставленный в полном одиночестве наедине со своими гнетущими мыслями, начинает выливать на бумагу всё то, что не должно сидеть внутри его головы. Названия песен альбома с саундтреком наглядно показывают краеугольные камни расшатанного сознания героя: тревожность, смерть, отчаяние, суицид, одиночество, грусть, болезнь. Но самым сильным и важным чувством в итоге становится ненависть Саймона к самому себе. Сплетаясь воедино, эти чувства и создают сначала узкие улочки города, а затем и искаженные образы реальности, вроде родного солнечного городка Кирквилля, полного монстров. Реальности, которую видит Саймон. Реальности, полной знакомых ему локаций и странных существ, которые, на самом деле, значат намного больше, чем просто нападающие на игрока враги.

Саймон - главный герой игры Cry of Fear

Вопрос реальности

Играя в «Cry of Fear», стоит навсегда запомнить, что мир, в котором вы выживаете, нереален. Он, со всеми его опасностями и ожившими кошмарами, является лишь частью бумажной реальности. Вы играете не в мире, а внутри книги, которую пишет Настоящий Саймон. В то время как под управлением игрока с самого начала находится лишь его книжная, но ещё не изуродованная собственными демонами версия. То, каким он мечтает видеть себя во вне дневниковой реальности — здорового психически и не прикованного к инвалидному креслу. В связи с этим игру можно воспринимать как бесконечную борьбу Идеального Саймона с собственными демонами (воплощениями всех его негативных эмоций) и с самим собой. Причем эта борьба ждёт игроков в буквальном смысле.

Двумя важными персонажами всей истории, помимо самого Саймона, также становится его психолог доктор Пурнелл и безответно любимая девушка Софи. Каждый из них так или иначе имеет отношение к психическому состоянию Саймона. Именно поэтому их обоих игрокам предстоит встретить в мире, порожденного дневником. От взаимодействия с ними напрямую будет зависеть судьба Настоящего Саймона. Поэтому игрокам будет важно сделать в нужные моменты правильные выборы, но об этом чуть попозже.

Также по ходу прохождения игрокам предстоит регулярно восстанавливать здоровье путём внутривенной инъекции морфия с помощью найденных на локациях шприцов. Причём в момент укола можно увидеть запястье героя, изуродованное порезами и многочисленными инъекциями как морфия, так и наркотиков, которые Настоящий Саймон употребляет, чтобы справиться с болью и депрессией.

Фанатский арт Саймона

Демоны нашего сознания

По ходу прохождения и продвижения вглубь сознания Саймона, то есть путешествия по страницам его полного горечи дневника, можно встретить невероятное количество самых разнообразных и уродливых монстров, которые будут всегда вести себя агрессивно по отношению к игроку. Но, как я уже сказал выше, воспринимать их как обычных чудовищ будет неверным решением. Например, Ребёнок олицетворяет собой сломленный разум Саймона. Причём нападает на игрока он как камикадзе, отсылая нас к постоянным мыслям Саймона о суициде.

  • Безумец с бензопилами вместо рук ввиду отсутствия всякой индивидуальности олицетворяет собой злость и безразличие Саймона к другим людям.

  • Изуродованный человек с молотком в руке возникает в дневнике как образ разнорабочих, которые вели ремонт в квартире Саймона, сводя его постоянным шумом с ума, ведь он не имел возможности выйти в такие моменты на улицу.

  • Отсутствующая мать Саймона в дневнике нашла отражение в лице перекошенной Утопленницы и Повешенной женщины.

  • Самоубийца с пистолетом в руке отражает желание Реального Саймона, прикованного к инвалидной коляске, покончить с собой.

  • Отвратительный Человеческий Цветок является символом физической боли, которую Саймон пережил после того, как его сбила машина.

Остальные второстепенные монстры или демоны разума Реального Саймона, населяющие страницы его дневника, также олицетворяют собой наркотики, которые герой принимает для заглушения депрессии; искалеченное состояние Саймона; боль, которую Саймон причинил Софи по его мнению; растущее безумие и аутосадизм; агрессию и злобу; неизвестного водителя, сбившего Саймона; депрессию и взгляд на окружающих Саймона здоровых людей, которые не воспринимают его как полноценного члена общества, но без помощи которых он не может двигаться.

Саймон идёт по мрачному городу от своих демонов в лице монстров

Книжные воплощения

Помимо оравы воплощенных в максимально гротескных и неприятных образах негативных эмоций Саймона, которыми оказывается переполнен его дневник, игрокам предстоит встретиться с боссами, каждый из которых также символичен.

Создание с пилой в руках и вбитыми в голову гвоздями, которое встречается первым на пути как серьезный противник, олицетворяет собой страх Саймона перед его внутренними демонами, которые могут в итоге подтолкнуть его к краю и спровоцировать самоубийство. Символично даже то, как этот монстр убивает игрока в случае поражения — разрезает пилой по пояс. Именно это и чувствует прикованный к коляске Реальный Саймон — будто его ноги отрезаны от тела.

Многоликое существо с бензопилой наперевес олицетворяет собой лицемерие, а лицо этого монстра состоит из всех масок, которые Саймон вынужден надевать в реальной жизни, лишь бы прожить ещё один день, скрывая свою боль. Впереди — счастливое лицо, а на задней стороне головы — перекошенное злобой или отчаянием.

Один из монстров в игре

Доктор

Человек в противогазе и запачканном кровью костюме является в игре книжным воплощением доктора Пурнелла. Именно так в своих мыслях его видит Саймон — изолированного, отдаленного и не способного понять, что на самом деле чувствует его пациент.

Одной из важных сюжетных линий является внутренняя борьба Саймона между доверием и недоверием к доктору Пурнеллу, который в свое время и предложил Саймону вести дневник, а также принимать антидепрессанты. Поэтому по ходу событий игрок попадает не куда-то, а в заброшенную психологическую лечебницу, где за одной из решёток встречает доктора Пурнелла в противогазе, с помощью которого тот старается, по мнению Саймона, изолироваться от него. Именно здесь происходит важный для игры выбор — довериться доктору и отдать пистолет или же поддаться сомнению. От выбора, который сделает игрок, будет напрямую зависеть концовка игры. Так или иначе, в итоге доктор всё равно откроет решётку и выпустит Саймона, предварительно выстрелив ему в плечо.

Саймон держит фонарь, чтобы прорваться сквозь тьму

Каркас

Безрукое и безногое изуродованное существо по имени Каркас возникает на пути игрока сразу после самоубийства Софи, которая прыгает с крыши, оправдывая своё решение тем, что её никто не понимает. Каркас, таким образом, олицетворяет скорбь, глубокую печаль Саймона, которую он испытывает после её смерти. Именно поэтому хорошую концовку игры, в которой Настоящий Саймон не убивает Софи, можно получить только убив Каркаса, уничтожив собственную боль и скорбь по покинувшему тебя любимому человеку. Символичен также внешний вид Каркаса и его имя — он прикован к креслу цепями и ими же подвешен к небу. Возможно именно так себя видит сам Саймон — бесполезный кусок мяса, буквально прикованный к коляске. Вот и весь каркас, весь фундамент его сущности — тело, ничего из себя не представляющее до конца жизни.

Каркас или Туша - один из боссов на пути Саймона

Твой худший враг - ты сам

Но самым значимым боссом в итоге становится… сам Саймон. Вернее, его книжная версия, с которой игрокам предстоит столкнуться в финале игры. Только после победы над самим собой игра наконец закончится вместе с последним кошмаром.

Книжного Саймона можно рассматривать как воплощение всех психических проблем героя. Его депрессия, беспокойство, отчаяние и ненависть ко всем и ко всему, сплетённые воедино. В финале игрокам, которые выбрали верный способ прохождения, предстоит уничтожить окровавленную, избитую форму, которую Саймон видит здесь, в своём последнем кошмаре. Своём личном, созданном из депрессии аду. Причём под управлением игроков в момент битвы находится уже не здоровый, а вновь прикованный к коляске Саймон, который вынужден с трудом передвигаться, лишь бы наконец убить всё самое плохое, что вобрал в себя его дневник. И только если игрок сможет справиться с Книжным Воплощением Саймона, в конце его ждёт хорошая концовка.

Злая версия Саймона из Cry of Fear

Но если же не суметь справиться с горем (Каркасом) или не довериться доктору Пурнеллу, то в конце игры нас ждёт не окровавленный Саймон, а настоящий, сидящий в инвалидной коляске. Дневник вознёс его к безумию и самоубийству, поэтому в таком финале мы берём под управление Книжную Версию Саймона и собственными руками душим его настоящую версию, убиваем Саймона. Вырываемся из-под контроля вместе со всеми демонами и негативными эмоциями, заставляя Больного Саймона окончательно решиться на самоубийство. Поэтому после этой битвы в финале игрок видит плохую концовку, в которой прикованный к коляске Саймон лежит мёртвый за столом с простреленной головой.

Злой Саймон из Cry of Fear

Дорогой дневник,

Подытоживая выше сказанное, можно сказать, что «Cry of Fear» – это борьба с самим с собой, противостояние внутренним демонам и нечеловеческой половине. Причём это не обязательно должно касаться людей, имеющих инвалидность подобно Саймону. Каждый из нас хотя бы раз в жизни наверняка попадал в подобную ловушку разума, выбирая между саморазрушением, скорбью, причинением боли самому себе и людям, которые пытаются тебе помочь, и силой, внутренней гармонией, за которые придётся бороться не с кем-либо, а с самим собой. Ведь в каждом из нас сидит Книжная Версия Саймона — окровавленный безумец с молотком в руках и сумасшедшим оскалом на лице, который сделает всё возможное, лишь бы мы разрушили собственные жизни своими же руками.

«Cry of Fear» предоставляет игрокам возможность почувствовать себя в подобной ситуации и задуматься над тем, как бы повели себя они, оказавшись в шкуре Саймона. Подчиниться своим демонам и добровольно уйти из жизни, либо же найти в себе силы продолжать жить, веря, что кошмар рано или поздно закончится. «Cry of Fear» – это большая и страшная аллегория, абстрактный мир, в котором геймдизайнеры смогли показать всё самое плохое, что только может находиться в людях и пожирать их изнутри.

Саймон сражается со своими страхами

Нисходящая спираль

Самое интересное, что концепция игры 2013 года тесно переплетена с альбомом группы Nine Inch Nails “The Downward Spiral” 1994 года. По сюжету пластинки, лирический герой начинает свой медленный спуск по спирали в самую пучину безумия, безуспешно борясь с внутренним Мистером Саморазрушение, который постепенно, песня за песней, подталкивает героя к самоубийству, заглушая каждый раз голос разума. В конце песни «Eraser» герой и вовсе срывается на вопль, несколько раз выкрикивая фразу «kill me» («убей меня»), что сопоставимо с песней «Kill Yourself» из саундтрека к игре. Разочарование в самом себе и свинском обществе, неудача при попытке найти утешение в лживой религии, неудовлетворенность и нигилизм в конечном итоге подталкивают героя взяться за пистолет и, подобно Саймону из плохой концовки, застрелиться.

Обложка альбома The Downward Spiral группы Nine Inch Nails
Обложка альбома The Downward Spiral группы Nine Inch Nails

Спираль разума

Держа эту информацию в голове, можно также добавить в качестве эпилога, что «Cry of Fear» – это спираль. Закрученный, больной разум как отдельно взятого героя со своей печальной историей, так и любого реального человека. Причём игрок сам выбирает, куда приведёт его эта трудная дорога сквозь тьму и ненависть к самому себе. Будет ли это нисходящая спираль, ведущая во тьму к закономерному финалу — самоубийству и полному разрушению рассудка. Или же спираль восходящая, ведущая к свету, гармонии и счастью. Каждому из нас рано или поздно предстоит взять в руки фонарик и стать Саймоном. И тогда только нам решать, какой будет наша спираль разума.

Добавить комментарий