DISCO ELYSIUM: Искусство быть никем

Добро пожаловать в Ревашоль!

В уничтоженном во время пьяного угара номере отеля игроку доверяют под управление буквально никого — человека без личности, имени и памяти. Звучит как бред, но именно так начинается ваш путь во вселенной Disco Elysium. Казалось бы — простая схема РПГ по вовлечению игрока в новый мир, но чем больше ты исследуешь Ревашоль, тем больше проникаешься атмосферой и понимаешь, насколько же широкий простор для размышления скрывает игра. Для меня это уже третье возвращение в мир Disco Elysium, однако я всё ещё не уверен, что исследовал его полностью. Я мог бы часами рассказывать, почему элементы классических РПГ здесь работают идеально, но зачем всё это, если я могу поведать вам о куда более интересных вещах. Возможно, всё это будет лишь моими безумными мыслями после похмелья, но какая игра — такой и подход. Ведь как оказалось, в мире Disco Elysium можно долго искать свой стиль, как называют это разработчики, а можно наконец с чувством потерять себя и понять, насколько же ценно порой стать никем.

Ревашоль из Disco Elysium

Роберт Курвиц выходит на сцену

Роберт Курвиц — эстонский писатель, у которого была небольшая мечта: написать и выпустить собственную книгу. И книжку-то он в итоге выпустил, да вот только она оказалась совершенно никому не нужна. Столкнувшись с суровыми реалиями современного писательского ремесла, Курвиц впал в депрессию и решил топить разочарование в бутылке с крепкими напитками. Запомните эту деталь его биографии — она ещё выстрелит. Благодаря поддержке своего близкого друга и писателя Каура Кендера Курвиц всё-таки вылез из запоя, сумев справиться с депрессией и с ходу решив двигаться дальше. Что ж, если твоя книга никому не нужна, то, может, самое время делать игру? Игры ведь все любят, верно? Они-то будут явно популярнее. Так подумал Курвиц, набросал предварительный сценарий, с трудом собрал студию и все вместе они создали Disco Elysium.

Роберт Курвиц
Роберт Курвиц

Не игра, но роман

Всё это я говорю к тому, чтобы вы поняли: Disco Elysium изначально не должна была существовать как игра. Оригинальная концепция вынашивалась Курвицом на протяжении очень долгого времени, пока в итоге не стала фундаментом будущего проекта. Кто знает, может, сложись история иначе, и Disco Elysium существовала бы не как вдохновлённая классическими РПГ игра, а как полноценный роман, по мотивам которого уже потом сделали бы игру.

В этом плане Disco Elysium — уникальная вещица. Единственный на моей памяти крупный, добившийся громкого успеха дебютный проект, который вырос целиком и полностью из литературных амбиций своего создателя и идейного вдохновителя. Понимаете, я не хочу называть Disco Elysium игрой или РПГ. Феномен её заключается в том, что это — полноценный роман. Интерактивный, визуальный роман с миллионами фраз и нелинейным повествованием. Сможете ли вы сейчас вспомнить нечто подобное? Да, некоторые припомнят визуальные новеллы, но они всё-таки не дают игроку столько свободы и возможности вжиться в роль самостоятельно сформированного персонажа. С другой стороны у нас есть игровое кино в духе работ Quantic Dream, но это именно что кино, а не литература. Из ближайших родственников Disco Elysium можно выделить только Planescape: Torment, которой непосредственно вдохновлялись разработчики. Вот только разница в том, что Disco Elysium всё-таки не только предлагает игроку читать тонны диалогов, но ещё и создаёт уморительно увлекательный и реалистичный сеттинг, полностью списанный с нашей реальности. Вы помните хоть одну РПГ, в которой бы речь шла не про волшебников и драконов, а про дворовую шпану, коммунистов, бытовуху, серые полицейские будни и прочие вещи, которых нам хватает и в реальной жизни? Disco Elysium, будучи в большей мере всё-таки реалистическим произведением, хоть и с большими оговорками, не предлагает отправиться на охоту за сокровищами. Вместо этого — собирай бутылки для получения игровой валюты.

Главные герои игhы Disco Elysium

Думаю, самое главное вы поняли. Мне сложно называть Disco Elysium игрой, учитывая, что как такового геймплея в ней толком-то и нет. Зато я с полной уверенностью могу назвать это идеальным воплощением идеи об интерактивной литературе. Разумеется, успех проекта не означает, что сейчас произойдёт революция и писатели со всего мира ринутся превращать свои книги в игры. Но сам факт того, что подобный эксперимент с формой и жанрами уже был удачно осуществлён в Disco Elysium, не может не вызывать надежды. Кстати, помните про тяжёлый эпизод из жизни сценариста игры Роберта Курвица? Если мы соглашаемся с тем, что личность автора отпечатывается в конечной истории, то печальная реинкарнация с помощью алкоголя и душераздирающего забвения, через которое проходит главный герой Гарри Дюбуа, находит свои корни. Рассматривая Disco Elysium именно как литературное произведение, мы понимаем, что оно глубоко личное и во многом развивает размышления Курвица о том, насколько далеко может зайти депрессия, вызванная разочарованием в собственной жизни. Сценарист даёт вполне конкретный ответ в самом начале игры: к полному забвению, которое ужасно и прекрасно одновременно.

Мир разбитых людей

Мир Disco Elysium действительно списан с нашей реальности, но далеко не полностью. В нём достаточно много заимствований из европейской культуры: начиная от ярких акцентов персонажей и заканчивая игровой валютой. Но хоть мир и работает по знакомым нам правилам, структура у него совершенно иная. Ревашоль — это не просто город, в районе которого разворачивается расследование. Это полноценная аллегория на весь наш мир. Символично и то, что в былые времена Ревашоль, согласно рассказам героев, был столицей всего мира. Однако мы видим нечто куда более важное. Это мультинациональный город, который вмещает в себя самые разношёрстные типы людей. Прогуливаясь по его улицам, начинает казаться, что здесь сплелись все политические идеологии с их интригами: от монархизма до фашизма. Ревашоль состоит из всех возможных национальностей, взглядов, проблем и пороков, превращаясь в итоге в обобщающую аллегорию всего нашего мира, окружённого некой мистической Серостью, про которую в самой игре говорится не так уж много. И пусть в этом мире существуют криптиды, он всё же остаётся более чем убедительным и суровым.

Disco Elysium art

Однако колорит этого мира формируется за счёт персонажей, коих здесь предостаточно. Все они разные в той или иной степени, но вот что показалось мне среди них общей чертой. Грусть. Большинство персонажей Disco Elysium — это люди подавленные, несчастные, неудовлетворённые и прочее. Касается это, разумеется, не всех, но ты всё равно обращаешь внимание на тот факт, что люди вокруг тебя чем-то обеспокоены или не довольны. Будь то политические споры, предательство друга, тяжёлые семейные отношения, переживания за бизнес, тоска по славному прошлому, злоба на весь мир, вызванное расизмом презрение, страх перед смертью или неизбежным, а также многие другие доказатеьства того, что в бедном районе Ревашоля царствует меланхолия, весенняя тоска и лёгкая грусть.

Персонажи делятся с детективами своими личными историями, каждый раз превращая игру в подобие сеанса психотерапии. Каждый герой — это ходячая история, живой клубок рефлексии и размышлений на очень глобальные и философские темы. Старый солдат былой королевской армии, со злобой вспоминающий былые военные дни и с паникой скрывающий свои истинные человеческие чувства. Клаасье, равнодушно размышляющая о своей жизни и последних днях, проведенных с убитым любовником. Женщина, с трудом принимающая известие о смерти мужа. В конце концов сам Гарри Дюбуа, склонный постоянно съесть себя живьём, отдав на растерзание собственным мыслям. Все герои этого весеннего города копошатся в своём несчастном прошлом и практически не говорят о будущем, которое явно не сулит ничего хорошего. Disco Elysium не предлагает задорных приключений и потрясающих историй. Вместо этого она рассказывает истории людей разбитых и потрёпанных жизнью, создавая атмосферу тёплой меланхолии.

Геймплей Disco Elysium

Помимо этого, Disco Elysium не общается с игроком на равных, каждый раз поднимая обыденные, но совершенно внезапные темы. Едва ли кто-то из вас сейчас сможет однозначно обозначить своё отношение к марксизму, монархизму, национализму. А ведь игра требует от вас именно этого — способности повзрослеть и наконец выбрать сторону, когда речь заходит о скользких политических и экономических интригах внутри морально опустошённого общества. Она не жалеет познания игрока, апеллируя к терминам, которые многим могут показаться сложными, хотя это не какие-то выдуманные слова из типичного фэнтези, а часть нашей реальности.

Однако ещё дальше Disco Elysium заходит тогда, когда начинает задавать игроку вопросы сугубо философские. И помимо набора самых разных тем, вроде «что есть жизнь», «кто я такой и откуда пришёл», Disco Elysium в один момент устами самого Гарри Дюбуа задаёт самый важный для всей игры вопрос: «где я нахожусь»? Иными словами, он просит случайного человека объяснить ему весь мир, словно только что родившемуся ребёнку. Рассказать, как именно устроена Вселенная. И вот таких сложных философских рассуждений в игре настолько много как раз благодаря максимальному сближению с нашей реальностью и возможностью говорить о вещах, знакомых каждому.

Порой Disco Elysium в своём стремлении заставить игрока самостоятельно путём изучения ответить на вопрос «как устроен этот мир» заходит очень далеко. Взять хотя бы образ Светача, который вводится в качестве обозначения некоего божества и целой религии, завязанной на нём со всеми вытекающими вопросами веры. Или коммунистическую идеологию, показанную в Disco Elysium в самой трагической вариации: как утопически звучащая идеология в теории, превращающаяся в радикальный самосуд на практике. Хотя даже за этой мыслью вновь оказывается человек — сломленный, разочарованный во всём мире, обезумевший за годы одиночества.

Disco Elysium art

Искусство быть никем

Благодаря своему реалистичному сеттингу Disco Elysium предлагает игроку нечто особенно важное и ценное. То, о чём каждый из вас мечтает, мечтал или будет мечтать. Рано или поздно подобные мысли посетят каждого человека, но именно здесь они были доведены до исполнения.

Скажите, вы когда-нибудь хотели переписать свою жизнь с чистого листа? Говорили ли вы себе, что со следующего дня всё изменится, замечая с грустью, что всё остаётся неизменным? Клялись ли вы себе и окружающим, что вот теперь-то вы — другой человек? Это желание стереть всё что было и начать с начала знакомо каждому. Иронично, но порой мы сами хотим стать никем, чтобы собрать себя с нуля. И можно сколько угодно обсуждать в Disco Elysium побочные квесты, но в центре игры всё равно останется личная драма человека, которому повезло стать никем и попытаться стать кем угодном в чудном для него мире.

Гарри Дюбуа — не столько отличный персонаж (всё-таки игрок сам управляет им и составляет его характер), сколько великолепная модель, позволяющая собрать собственную, обновлённую личность. Не герой, а чистый лист, который игроку предстоит заполнить всем, чем он пожелает. Как и у каждого из нас у него полно своих демонов прошлого: бывшая жена, алкоголизм, тяжёлая работа. Их ещё называют демонами ярости, если опираться на эпиграф к игре. В такой перспективе он, кстати, становится куда понятнее: демоны ярости скрываются в зеркалах, потому что именно там человек видит собственное отражение и понимает, как именно жизнь потрепала его, наложив свой трагический отпечаток. Символично, что буквально в самом начале игры герой получает возможность подойти к запотевшему зеркалу и решить: протереть его или остаться в неведении, лишь бы не видеть собственных демонов, которые меняют даже внешность людей.

Мы — это и есть демоны ярости. Disco Elysium рассказывает истории людей, а потому не удивительно, что в итоге мы вновь вернулись к ним.

Зарисовка локации из игры

Но Гарри Дюбуа получает то, о чём мы лишь можем мечтать — он перерождается. Теряя память, он избавляется от всего, что делало из него личность. Теперь он никто в незнакомом мире. Словно турист, который смотрит на наш мир и пытается разобраться с мыслями в голове. И вот уже игрок решает, какой картиной станет этот чистый холст. Герой будто умирает без самой смерти, чтобы возродиться вновь. Не даром во время одного из снов Гарри видит себя повешенным на дереве со стороны: это печальная аллегория всей его жизни. Вздёрнутый мужчина возле диско-шара. Теперь старый он висит здесь, напоминая о том, кем он был и кем может стать вновь при желании.

Но трагическая ирония заключается в том, что сколько ни беги от своего прошлого — оно всё равно рано или поздно доберётся до тебя, что и происходит в финале игры. Да, теперь Гарри Дюбуа новая личность, но со своим старым прошлым. Пожалуй, именно в этом главная ценность всей Disco Elysium — возможность стать никем и собрать себя вновь в мире без драконов и волшебников, но в знакомой нам реальности. Вы спросите: но что же остаётся делать тем, кто всё никак не может избавиться от собственных демонов из прошлого? Игра даёт на это не утешительный ответ, ссылаясь на судьбы жителей Ревашоля. Похоже, что нам ничего не остаётся, кроме как жить, искать, танцевать диско.