«Куда покойники уходят умирать»: на что способна дикость сюрреализма

Человек, привыкший видеть только светлую, верхнюю часть мира и искусства в частности, будет не готов увидеть уродливые глубины, созданные, казалось бы, самим дьяволом. Такие глубины, где сюрреализм вступает в половые отношения с дикостью и извращением, действительно существуют, но имеют незначительную известность, потому что с самого начала отталкивают от себя любого зрителя, привлекая внимание только изощрённых храбрецов, готовых увидеть то, что обычно скрывается от понимания. При просмотре таких работ хочется задать только один вопрос, схватившись за голову: кто автора сей ужаса? Чья фантазия создала эту дикость? А самое главное – для чего, что автор хотел донести до нас через столь омерзительные образы? «Куда покойники уходят умирать» независимого аниматора Джимми Скримера станет для нас отличным примером того, на что способна дикость сюрреализма.

Кадр из мультфильма Куда покойники уходят умирать

«Куда покойники уходят умирать» – это сплетение самого ужасного и на первый взгляд лишённого смысла сюрреализма. Работа, которую одни назовут суровым экспериментом, другие – ночным кошмаром сумасшедшего, а третьи – гениальной работой целой команды аниматоров.

Но вполне возможно, что в одном мнения сойдутся – «Куда покойники уходят умирать» является на данный момент одним из самых кровавых и тяжёлых для просмотра мультфильмом. Лишь немногие найдут в себе силы посмотреть его хотя бы наполовину, и ещё меньше осилят это путешествие в глубины сюрреалистического ада до конца.

Мультфильм обладает откровенно уродливой рисовкой, корявой анимацией и скудным музыкальным сопровождением, пугая постоянно давящей атмосферой отчаяния и вызывая отвращение обилием кровавых сцен и откровенных эротических символов. Всё это идёт в ногу с постоянным религиозным подтекстом и жуткой озвучкой персонажей. Этот мультфильм уродлив, причём он демонстрирует своё уродство, им же пугает и ломает психику.

На что способна дикость сюрреализма на примере мультфмильма

Один из самых простых способов объяснить человеку незнающему, что это за фильм, звучит так – это воплощение ада подсознания. Мысли, волновавшие его создателя, здесь переданы через максимально гротескные и омерзительные образы, из-за чего смотреть фильм физически трудно по причине постоянных рвотных спазмов.

Сюжет работы крутиться вокруг трёх детей – Томми, Софи и Ральфа. Каждый ребенок воспитывается в неблагополучной семье: Томми считается ошибкой юности, нежеланным ребенком в семье, где родители ненавидят друг друга; отец Софи извращенец, снимающий и продающий детскую порнографию со своей красавицей дочерью в главной роли; Ральф был рождён с анатомической аномалией в религиозной семье – сиамский близнец оказался вращен в его голову, а из-за общего уродства мальчик вынужден носить маску на лице. Каждый ребенок встречает однажды цербера по имени Лабби, являющегося воплощением зла или посланником дьявола, последовательно подталкивающего детей к совершению грехов ради дальнейшего путешествия в ад.

Герой мультфильма Куда покойники уходят умирать смотрит в зеркало

Побочной сюжетной линией является вторая глава «Liquid Memories (Жидкие Воспоминания)», переносящая события в будущее, где главным героем становится лишенный имени убийца-наркоман, убивающий своих жертв ради добычи их воспоминаний в попытках ответить на вопрос: что кроется по ту сторону смерти? Если решить, что сюрреалистические фигуры, постоянно выползающие из стен, являются лишь порождением больной фантазии героя, то можно предположить, что персонажа мучает чувство вины из-за совершенного в детстве плохого поступка, скорее всего, предательства, приведшего к смерти неизвестного героя. Пытаясь заглубить эти воспоминания, он и принимает наркотик и даже в своем воображении продолжает убивать своё прошлое. Его жажда крови объясняется на подсознательном уровне желанием открыть тайну смерти. Ироничен факт того, что свои убийства он совершает в церкви, а в финале оказывается прибит к кресту вместо Иисуса с горящей головой вместо нимба.

Софи в мультфильме объясняет понятие греха. Она – единственный персонаж, чью жизнь мы видим от начала и до конца. В самом начале – это непорочная девочка, подвергающаяся насилию со стороны садиста отца, просто вынужденная сниматься в его порнографических роликах, поскольку в противном случае будет подвергнута суровому наказанию. Символом её святости является сад, который она показывает Ральфу после их знакомства.

Самый известный кадр сюрреализма из мультфильма

Но после вынужденного полового акта с мальчиком, сад гибнет, и сама Софи объясняет Ральфу исчезновение цветов следующей фразой: «твои насекомые съели их». Её жизнь заглублена, она опорочена и обречена на жизнь грязной проститутки, обслуживающей ненормальных извращенцев, одним из которых становится бывший солдат, потерявший ноги в ходе боевой операции, как можно судить по его галлюцинациям. Софи умирает на руках у неизвестного убийцы в церкви. Своими последними словами она старается объяснить, что такое смерть. В конце второй части на её голове можно увидеть вырезанное слово: sinner (грешница). Она же является единственной героиней, с которой не говорит цербер Лабби.

В сюжетной линии Софи в который раз подчеркивается негативное влияние религии, причём делается весьма тонким намёком: в доме её отца извращенца можно увидеть икону божьей матери.

Сюжетная линия Томми – одна из самых сложных для объяснения и по совместительству самая тяжёлая для просмотра. Именно с неё начинается мультфильм. Возможно Томми – это аллегория на легко подверженного влиянию религиозного фанатика, неправильно толкающего догмы христианства и тексты Библии. Цербер Лабби легко сначала убеждает мальчика, что в чреве его матери сидит антихрист, а после развращает мальчика и в итоге отводит его в ад.

Пример дикости сюрреализма

Сюжетная линия Ральфа – самая реалистичная, причём переплетающаяся с линией Софи. И здесь вновь сразу бросается в глаза противоречивое влияние религии. Родители Ральфа оправдывают уродство сына волей бога, при этом запрещая каким-либо образом обижать вживленного в его тело брата. Однако не смотря на внешнюю порядочность родителей, внутри они оказываются монстрами ужаснее, чем их сын. Так, отец спокойно избивает сына, а на следующий день смотрит детскую порнографию, снятую отцом Софи. Цербер Лабби, возникающий в минуты максимальной душевной нестабильности Ральфа, вполне может являться лишь плодом воображения, внутренним голосом, подталкивающим в конечном итоге взять Ральфа оружие ради расплаты.

Связь с религией в мультфильме подчеркивается и сумасшествием безымянного убийцы, который в заслуженном аду слышит слова: «he’s watching you and he loves you (он наблюдает за тобой, и он любит тебя)». О ком конкретно идёт речь – непонятно, фильм предлагает миллион вариантов толкования тех или иных образов и символов, большую часть которых тяжело разобрать из-за обилия крови, дергающейся картинки и вызывающего ужас аудиоряда, представляющего собой смесь искаженных криков и шипящих голосов героев.

«Куда покойники уходят умирать»: на что способна дикость сюрреализма

Можно довольно долго гадать, что именно послужила основной идеей при создании мультфильма «Куда покойники уходят умирать». Если это повествование о таинстве смерти, то к чему эти леденящие кровь сцены? Если о вреде религии, то зачем подавать это столь отвратительным образом? Но если же целью было провести зрителя в самые глубины искусственно созданного ада, то я снимаю шляпу – это удалось, я бы даже сказал, что план перевыполнен, потому что это, возможно, единственный мультфильм с таким обилием жестокости и давящей на психику атмосферой. В конце просмотра, до которого ещё нужно дожить, вы останетесь сидеть парализованные, понимая, что едва ли сможете этой ночью спать спокойно.