Как Daft Punk границы жанров уничтожали

1993-2021

В связи с новостями, возвещающих о распаде дуэта французских электронщиков, мной овладела ностальгия. Возможно, правы всё-таки люди, пишущие под постами о распаде Daft Punk, что вместе с двумя стилизованными под роботов людьми ушла целая эпоха. Причём эпоха не только в глобальном смысле, но и эпоха музыкальная, касающаяся в первую очередь электронных и танцевальных жанров. Кто бы что ни говорил, но всё-таки двое тщательно маскирующихся парней привнесли в EDM нечто новое, утвердив собственную стилистику, собственный звук и собственный образ. Daft Punk был чрезвычайно новаторским проектом, предлагавшим нестандартное видение самого понятия музыки и самобытный взгляд на концепцию того, как могут строиться мелодии.

Daft Punk

За 28 лет карьеры дуэт, однако, не может похвастаться невероятной продуктивностью, ведь всего было выпущено лишь четыре альбома: сыроватый, но полный смелых экспериментов Homework; воспевающий радость детских открытий Discovery; записанный на коленки, металлический и самый роботизированный Human After All; играющийся жанрами Random Access Memories. Именно последнюю пластинку я и считаю их лучшим творением. Её же я решил кратко разобрать, чтобы наглядно показать, в чём заключается феномен Daft Punk последних лет.

Фрагменты воспоминаний

Random Access Memories отчасти можно назвать концептуальным альбомом. По замыслу музыкантов, 13 композиций — это как бы случайные фрагменты различных воспоминаний, что, собственно, отображено в названии студийника. Лирическая составляющая песен тоже работает на общую задумку: здесь вам и монолог пионера электронной музыки Джованни Мородера о своей молодости, положенный в основу Giorgio by Moroder; слегка меланхоличная и впечатляюще сложная в плане композиции Touch, в которой лирический герой поёт о волшебном свойстве прикосновения пробуждать воспоминания; загадочные Within и Beyond, описывающие путешествие где-то на границе жизни и смерти. Создаётся впечатление, будто кто-то и вправду случайным образом перемешал чужие воспоминания и рефлексии, снабдив индивидуальным инструментальным наполнением.

Обложка альбома Random Access Memories

Изящные, по-хорошему стильные и оригинальные танцевальные композиции на Random Access Memories перетекают в структурно сложные песни. Ты вроде как и переходишь из одной комнаты в другую, смотришь по очереди в осколки разных зеркал, но из-за использования общих эффектов и музыкальных инструментов (вроде мягкого, почему-то навевающего лично мне тропические мотивы синтезатора, который звучит чуть ли не в каждой песне) не теряешь ощущения целостности. Словно слушаешь один большой концерт.

Конец границ

Однако лирика альбома — далеко не самая его важная и интересная часть. По-настоящему же впечатляет на Random Access Memories то, как ловко Daft Punk разрушают границы чуть ли не всех жанров. Всего 13 композиций, но как же разношёрстно звучит каждая из них! Смешивая всё лучшее, что предлагает мировая музыка, дуэт добивается настолько невероятно гармоничного звучания, что в итоге ты слушаешь это электронно-симфоническо-джазово-роковое нечто и остаёшься полностью доволен, словно так всё и должно быть. И почему я раньше ничего такого не слышал — спрашиваешь ты сам себя. Ведь это так просто — смешать всё в идеальных пропорциях, получив что-то совершенно новое.

Участники группы Daft Punk

Потому мне очень сложно однозначно назвать Random Access Memories электронным альбомом. Границы жанров здесь настолько размыты, что в результате пластинка комфортно существует в нескольких измерениях одновременно. Не удивительно, что в композиции Giorgio by Moroder звучат следующие слова итальянского композитора:

«Once you free your mind about a concept of harmony and music being correct, you can do whatever you want. So nobody told me what to do, and there was no preconception of what to do».

«Как только вы освободите свой разум от концепций того, что гармония и музыка должны быть истинно правильными, вы сможете сделать что угодно. Никто не указывал мне, что нужно делать, и не существовало никаких предубеждений касательно того, что делать».

Участники группы Daft Punk

Весь Random Access Memories призван подтвердить этот тезис. Доказать, что нет исконно верных способов писать музыку. Для сотворения чего-то прекрасного не стоит загонять себя в рамки жанра, открываясь смелым экспериментам и совмещая несовместимое до тех пор, пока результат не впечатлит тебя. Daft Punk сознательно пошли на такой эксперимент, подготовившись к нему ещё на прошлых релизах. В итоге их последняя работа как дуэта действительно смогла уничтожить всякие границы, доказав истинность слов Джованни Мородера. Эта пластинка не столько про воспоминания, сколько об умении мыслить нестандартно, креативно и широко. О способности музыки принимать любую форму и доносить любые эмоции.

Daft Punk на церемонии

На словах красиво, но как это работает на практике? Вот вам несколько примеров, где смешение жанров заметно особенно хорошо.

Beyond. Открывается композиция струнным оркестром, сразу же отсылающего нас к классической музыки. Однако вскоре скрипки затихают, выводя на передний план тот самый роботизированный голос, возвращая нас с помощью синтезаторов и ритмики к традициям электронной музыки.

Touch. Искажённый вокал в начале здесь гармонично сочетается с космическими SFX эффектами, но лишь для того, чтобы вернуть к опоре на тёплую мелодику знакомого синтезатора и чистого вокала. Однако даже на этой стадии мы долго не задерживаемся, незаметно отправляясь в джазовую кутерьму духовых инструментов и пианино. Казалось бы, чего ещё не хватает? Ну разумеется — хора, создающего совершенно новую мелодию и словно разделяющего всю песню на две непохожие части. И даже этот подкреплённый струнным оркестром детский хор внезапно то прерывается, то и вовсе грубо заканчивается, возвращая слушателя к чистому, звучащему лишь под пианино. Смесь ядрёная, но (сюрприз) она работает.

Daft Punk на Грэмми

Contact. Смешав несколько аккордов органа, возрастающий писк, скрежет различных SFX шумов и синтезаторы, Daft Punk создали самый долгий и оригинальный райзер. Серьёзно, это шесть минут нарастающей стены звука. Прогрессия простая, но как же удачно сюда вплетён мрачноватый орган.

Подобным образом можно разобрать каждую композицию на альбоме. Они все не придерживаются конкретного жанра, позволяя себе то гитарное соло, то традиционные для электроники синтезаторы, то духовые инструменты, то и вовсе оркестр с фортепиано. Жанры смешиваются, уступая место друг другу. В итоге получается та самая вольная музыка, в создании которой Daft Punk практиковались ещё во времена Discovery (хороший пример — композиция Aerodynamic, в которой пронзительное гитарное соло смешивается с основной мелодией).

Арт Daft Punk

Ушла эпоха

Random Access Memories я воспринимаю как идеал экспериментов и смешения жанров. Как закономерный итог исканий французского дуэта. И пусть в ближайшем будущем мы уже не можем рассчитывать услышать нечто подобное, я не считаю это поводом для печали. К чему это, если перед своим уходом Daft Punk оставили настолько необычный альбом, показавший, на что способна музыка, когда творец освобождает себя от шаблонов, стереотипов и табу жанров.

Добавить комментарий