Классический детектив: «Достать ножи» Райана Джонсона

Да кто такой этот ваш Райан Джонсон?!

Сегодня обсуждаем премьеру нового любимца критиков – детективного триллера Райана Джонсона «Достать ножи». Спойлеров не будет, так что читайте спокойно.

Актёрский состав фильма Достать ножи

Райана Джонсона вы можете знать по восьмому эпизоду саги «Звездные войны», а также этот парень снял спин-офф всё к той же киновселенной Джорджа Лукаса. Проблем с постановкой кадра потому можно было особо не ждать, всё-таки мы имеем дело с резким переходом от необходимости красиво снять космические баталии и драки на световых мечах к достаточно простой задачи грамотно показать главным образом актерскую игру и вовлечь своей режиссурой зрителя в созданную загадку. Задача упрощалась ещё и тем, что Джонсон в принципе был сам за всё в ответе, его роль режиссёра расширилась до максимума, так что фильм «Достать ножи» можно справедливо назвать его самостоятельной задумкой и работой. Всё, что он мог вытянуть на себе, он вытянул, продумав до мелочей. Вся команда — это, фактически, сам Джонсон. Ему не приходилось постоянно утверждать с кем-то своё авторское видение, советоваться и выпрашивать на коленях разрешения снять как хочет именно он.

Пошла ли такая самостоятельность и свобода действий на пользу? Да, определенно, Джонсон чувствует себя комфортно, снимая так, как ему нравится или даже скорее так, как того требует его собственный сценарий. Главное, чтобы прицепом не тянулся обширный лор сформированной киновселенной.

Детектив из фильма высказывает свою версию

Постановка фильма

Отсюда мы плавно перетекаем к постановке кадра, с которым всё отлично, никаких нареканий. Камеры работают на благо истории, очень грамотно играя с фокусированием внимания зрителя. Такое ощущение, будто Джонсон нарочно сначала резко завлекает тебя в эту хитросплетенную паутину сюжета, а затем начинает водить за нос. В итоге ты начинаешь проглатывать всё, что скармливают тебе фокусы камеры. И опять таки, это только играет на руку сюжету и всей загадке. Ты постоянно концентрируешь внимание на тех мелких деталях, которые в итоге не играют никакого смысла, а лишь запутывают и отвлекают от очевидного. И в то же время из-за этого ты пропускаешь нечто по-настоящему важное — подсказки, расставленные Джонсоном на протяжении всего фильма.

Получается очень забавная игра между режиссёром-сценаристом и зрителем, готовым решать главную загадку: кто же убийца? Джонсон не пытается неожиданно вывалить нам на голову рояль из кустов, делая из детективного триллера именно детективный триллер, позволяя любому желающему попробовать себя в роли сыщика. Заметите ли вы оставленные режиссёром подсказки, разгадав правильные намёки, или же, подобно мне, попадетесь в ловушки и выстроите настолько грандиозные догадки, что в конце сами себя запутаете?

Продолжая говорить о постановке, можно свести всё к общим словам: снято отлично. Без применения каких-то неестественных фильтров, без излишнего погружения атмосферы во мрак. Всё грамотно, всего в меру, а самое главное — ноль клише. Никакого там полнолуния, грозы в ночь убийства, загадочной или напряженной музыки, сухих героев и примитивных диалогов, включая очевидные намеки смены планов камерой. Всего этого нет. Наконец-то мы получили не очередной сборник клише и штампов, а полноценную, местами оригинальную, современную детективную историю. Расследование, за которым интересно наблюдать с первых минут.

Герои фильма Райана Джонсона во время ужина

Актёрский состав и то, как он влияет на историю

Актерский состав фильма — это именно то, что так сильно поразило многих, включая меня. На одной сцене собрались самые разношерстные актеры. И только после просмотра я понял, зачем именно Джонсону потребовалось любыми способами заполучить в свою картину так много звёзд. Ответ прост — для создания хорошего детектива, разумеется! Те же самые легендарные романы Агаты Кристи всегда отличались большим количеством разношёрстных героев, чтобы увлечь читателя, предоставить ему как можно больше пищи для размышления и расширить круг подозреваемых. Ведь чем больше героев, тем больше взаимодействий можно придумать. Точно так же поступает и Джонсон, предлагая огромную палитру из самых харизматичных подозреваемых, с каждым из которых вас умело, последовательно и неторопливо познакомят, чтобы вы смогли сами сначала проанализировать мотивы и выстроить первые догадки. Здорово, что дается такой пикантный набор, из которого можно выстроить что угодно, подозревая всех подряд.

Каждый актер отлично вписывается в свои роли и моментально запоминается, начиная с той блестящей сцены допроса, для которой написаны интересные диалоги, а режиссура работает как нельзя лучше, помогая погрузиться без проблем в атмосферу дома семьи Тромби. Хороший детектив требует хорошей актерской игры, и у «Достать ножи» с этим всё в порядке — одно наслаждение наблюдать за мимикой и эмоциями, испытывая эмпатию из раза в раз.

Детективы расследуют убийство в фильме Достать ножи

Сюжет

Но давайте поговорим о том, что нас волнует больше всего. Всё-таки на повестке дня детектив, а не очередная помойка про супергероев, где все изъяны можно скрыть за горой спецэффектов. Скажу так: я перечитал огромное количество детективных романов Агаты Кристи и Конан Дойля, но несмотря на предельную внимательность при просмотре всё равно не смог определить убийцу раньше детектива Бланка. Моя главная проблема была в том, что я строил слишком грандиозные теории, ожидая от сценария фантастических поворотов. Можно сказать, что я даже желал эти повороты, хотел, чтобы мне дали загадку века, но в результате всё оказалось куда тривиальнее. Отчасти это хорошо, отчасти плохо.

Почему это хорошо? Потому что интрига была сохранена, Джонсон доводит до финала всё ещё окончательно не уверенного зрителя. Он так грамотно ведёт повествование, постоянно путая и отвлекая от важного, что ты теряешься и начинаешь строить невероятные догадки, что тебя в итоге и подводит, ведь ты уходишь в иную сторону.

Почему же это плохо? Да потому что в итоге мои грандиозные теории разрушены, и я понимаю, что всё было куда очевиднее, просто я был слеп и глуп. Не заметил то, что нужно было заметить раньше для мгновенной разгадки. Нет, вы, гении, разумеется, определите преступника с самого начала, я не сомневаюсь. Но рядовой зритель и правда может оказаться тоже так сильно вовлечен в эту систему, в которой его обманывает и отвлекает от разгадки сам режиссёр, а не актеры, что понастроит разных теорий и в конце окажется огорошен.

Оригинальная ли это история? Да, не смотря на ряд сходств. Но всё-таки сам костяк фильма построен из того, что мы прекрасно знаем. Криминальная обоснованность здесь проста и очевидна, но при первом просмотре ты просто этого не замечаешь. Благодаря этому никуда не исчезает созданный ещё в самом начале саспенс. Ты ждешь развязки до самого конца, потому что никак не можешь собрать пазл. Джонсон, применяя все навыки режиссуры, умудряется увести вас как можно дальше от истины, при этом откровенно тыча ею вам в лицо. Он не скрывает ничего, фильм прозрачен до невозможного, но это только затруднит ваши поиски и заставит смотреть глубже, находясь в привычном напряжении и испытывая то самое знакомое сладкое чувство нетерпения. Острое, как ножи, желание узнать: так кто же, мать вашу, убийца?

Герои фильма Райана Джонсона разговаривают

Итоги

У Райана Джонсона есть чем вас удивить и в плане режиссуры, и в плане сюжета. У него запасено огромное количество неожиданных поворотов, всяких элементов, от которых можно оттолкнуться в то или иное направление мысли. Он не предлагает быть сторонним наблюдателем, а как бы зазывает зрителя, приглашает принять участие в игре, местами путая или давая подсказки. После просмотра ты ещё долго сидишь и мысленно пересматриваешь фильм, пока всё не встает на свои места. Только после окончания сеанса ты наконец понимаешь, что из показанного тебе было ловушками, а что — наводками. И пусть после просмотра я не сидел с раскрытым ртом от удивления и гениальности сюжета, но зато я и не вычислил убийцу раньше срока. Джонсон всё-таки смог меня обмануть, за что ему огромное спасибо, пусть и сделал он это приземлённо. Не самый грандиозный сценарий, но как держащая в неведении и напряжении история он работает на все сто.

«Достать ножи» оказывается тем фильмом, возвращающим веру в жанр настоящего детективного кино, которое в последнее время переживает не лучшие времена. Стоит ли сходить на это в кино? Скорее да, чем нет, особенно если вы большой поклонник детективов и считаете, что любая хорошо выстроенная загадка вам по плечу. Тем более Интернет скоро заполонят спойлеры. Ну а я готов в итоге сказать о фильме «Достать ножи» так: это классический детектив, грамотно перенесенный в современный сетинг.