«Время»: как два негра, азиат и кто-то там ещё с острова сбежать пытались

Великий и ужасный мастер поворотов вернулся...

Эту рецензию я пишу спустя 30 минут после того, как вышел из кинотеатра, где посмотрел новый гениальный шедевр мастера неожиданных поворотов и загадок. Если вы не знакомы с личностью режиссёра, то настоятельно рекомендую ознакомиться — Ютуб в помощь, там про него достаточно сказано. Для всех же остальных я подготовил фразу, которая целиком и полностью опишет мои впечатления от увиденного, а также даст ответ на вопрос «стоит ли этот фильм времени и денег».

Это всё ещё фильм Шьямалана.

А если вы по какой-то причине забудете об этом во время просмотра, то здесь есть камео режиссёра, который появится только для того, чтобы напомнить: да, чувак, это снял я, а ты повёлся на трейлер и вот теперь сидишь тут и смотришь; ну разве я не мастер поворотов?!

Западные критики и зрители уже оценили фильм, единодушно остановившись на отметке в 50-55% свежести (Rotten Tomatoes). И эта оценка… внезапно справедлива. Это не настолько ужасный фильм, чтобы рвать на себе волосы, но и нет в нём ничего гениального или вечного, кроме нескольких интересных идей и концепций, которые не получили никакого развития. Проще говоря — он никакой. Не уморительно плохой, как «Явление», но и не такой занятный, как «Шестое чувство». Я понятия не имею, какие вообще эмоции он должен вызывать и кому его стоит рекомендовать к просмотру.

«Время»: как два негра, азиат и кто-то там ещё с острова сбежать пытались

...и он ни капельки не изменился!

Сюжет? Полигон для испытания таблеток, скалы-убийцы вместо деревьев-убийц из «Явления» и история о том, как группа никакущих персонажей (кажется, среди них был рэпер, доктор, страховой агент и кто-то ещё) пытается выбраться с острова, но их постоянно преследуют сюжетные дыры в лице волшебного прохода на пляж, через который можно пройти, но почему-то вернуться обратно нельзя. За всем стоит корпорация, которая обрекает людей на смерть во имя науки. Это всё. В этом нет никакой логики, никакой интриги, никакого смысла, если анализируешь происходящее больше 10 секунд.

Операторская работа? Местами интересная, но частенько… эх, Шьямалан, ответь: зачем мне смотреть на затылок человека и заблюренную семью вокруг него? Я могу сделать коллаж из настолько странных кадров, что так и хочется спросить: вы серьёзно решили, что вот так наблюдать за происходящим будет удобно? Ну и конечно же — фирменные шьямолановские лица актёров вплотную к камере, чтобы весь кадр был занят только выражающими эмоции головами, потому что мы ведь слепые и не видим этого. Может, стоит ещё и в 3D это показать, чтобы лица эти выползали за пределы экрана?

Диалоги? Я помню от силы два-три. Всё, о чём болтают эти… люди без экспозиции настолько не имеет никакого смысла или просто звучит утомительно скучно, что ничего не запоминается. Боже, у вас была настолько тяжёлая, драматичная и серьёзная тема про скоротечность времени, но вы скатили её в пустые волнения о том «мы взрослые, а вспомнить нам нечего». И это всё? Всё, что вы можете выдать интересного? Это всё, Шьямалан, что ты хотел мне рассказать? «Ну, время бежит…». Понял, благодарю, полтора часа в пустую — я ничего не унёс с собой и не увидел ничего нового или потрясающего. С таким же успехом можно пересмотреть «Дьявола» и вновь полюбоваться на унылых персонажей, которые постепенно умирают в лифте. Чем «Время» вообще отличается от этого позорища, если подумать об этом?

Кадр из фильма Время

Персонажи? Да у меня вообще нет хоть чего-то, что о них можно сказать! Я не помню ни одного имени, потому что это просто набор классических смертников, которые постепенно умирают, а ты просто смотришь на это, пока другие герои недоумевают, сходят с ума или бегают в истерике. Нет, серьёзно, я не приукрашиваю — фильм рассказывает о героях только три вещи: кем они работают, чем болеют и какой они расы. Больше вы не получите ВООБЩЕ никакой информации о них. Где-то ближе к концу происходит один виток семейной драмы в арке персонажей, который ни к чему в итоге не приведёт и окажется настолько бесполезным в сложившихся обстоятельствах, что вы его даже не заметите. Это не герои, это человеческая масса, которая изрыгает из себя какие-то там слова, творит штуки и всё это в слабенькой атмосфере таинственности (которая разрушается моментально, стоит вам хотя бы раз задуматься над тем, что происходит).

Итог: монотонная актёрская игра, псевдофилософия, нелепые или бессмысленные диалоги, посредственный сюжет с потрясающим, но полностью угробленным потенциалом и целым ворохом сюжетных дыр без какой-либо интриги или загадки; скучный, функциональный саундтрек, неплохая, но местами странная операторская работая с фирменными отталкивающе близкими кадрами. Шьямалан всё ещё остался верен всем тем ошибкам, за которые его критикуют уже много лет — он не меняется и не растёт как режиссёр или сценарист вообще. Да о чём это я, тут даже есть персонаж, помешанный на вычислениях степени риска, прямо как в «Явлении»! Потому что это одна из заповедей Шьямалана — у каждого скучного героя должен быть свой бзик, чтобы зритель хоть как-то запомнил это ходячее недоразумение. Нелепее самоповтора придумать сложно. Или как насчёт семейной пары, которая проходит через притянутый за уши конфликт, чтобы в конце предсказуемо сойтись вновь, потому что все их трудности были высосаны из пальца? Серьёзно, чем больше я сравниваю новый фильм Шьямалана с его старыми работами, тем больше убеждаюсь, что режиссёр не сделал ничего нового, а просто взял плохо работающее старое и засунул его в декорации тропического острова, не став ничего менять.

«Время»: как два негра, азиат и кто-то там ещё с острова сбежать пытались

Грустно всё это

«Время» не дарит захватывающую тайну или сложную, психологическую драму. Нет в нём ни умных мыслей, ни глубины, ни эволюции Шьямалана как творца. Полтора часа я наблюдал за тем, как люди сходят с ума и умирают на острове, пока где-то на фоне погибал невероятный потенциал главной задумки фильма, которая всё равно оказалась дырявой и шаткой. У этого фильма и истории, которую он рассказывает, были амбиции, но они разбились о посредственность Шьямалана, как волны разбиваются о скалы-убийцы. И как бы печально это ни звучало, но больше мне добавить нечего. Это слабая работа, которая потратит ваше ВРЕМЯ зря и уйдёте вы с пустыми головами, не получив ни тайны, ни человеческой драмы.

Прошло уже два часа после просмотра фильма, а я всё ещё ловлю себя на том, что мне по-прежнему есть что добавить. С каждой минутой, проведённой за написанием этой рецензии, я вспоминаю всё больше сюжетных дыр этого фильма, идиотских диалогов и нелепейших режиссёрских решений. Мне обидно, что в очередной раз Шьямалан наступает на целый ряд из тех же грабель, совершая свои старые ошибки из фильма в фильм. У меня нет чувства, что он хоть сколько-нибудь вырос как режиссёр. И это грустно.

Я не знаю, какую оценку выставят фильму наши отечественные зрители, но понимания я не жду, если учитывать, что все позорные фильмы Шьямалана у нас каким-то чудом почти всегда имеют рейтинг выше, чем во всём остальном мире. Но не смотря ни на что, я буду отстаивать именно свою критики, предъявляя аргумент за аргументом в пользу посредственности фильма. Я редко вот так резко высказываюсь, но здесь мне стало как-то особенно обидно за то, что фильм под названием «Время» столь безжалостно потратил моё время на демонстрацию того, что не имеет никакого смысла и разрушается сразу, как только ты начинаешь задавать вопросы.

Да, кстати, что с названием фильма? Кто вообще додумался перевести слово «Old» как «Время»? Как будто у нас до этого было мало фильмов с таким названием.